Постоянное падение плодородия почв, а также масштабное распространение деградационных процессов в Украине обусловили необходимость принятия 04.06.2009 Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по сохранению плодородия почв", который вступил в силу с 1 августа 2010 года. Согласно изменениям, внесенным указанным Законом к ст.22 Земельного Кодекса Украины, использование земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства должно осуществляться в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном порядке проектами землеустройства, обеспечивающими эколого-экономическое обоснование севооборота.
Следует отметить, что севооборот является важным фактором рационального использования сельскохозяйственных угодий в условиях интенсивного земледелия. Он представляет собой чередование сельскохозяйственных культур (и пара) во времени и на территории согласно научному обоснованию для определенных культур и нормами периодичности. Они базируются на особенностях биологического взаимодействия культур и влияния их на плодородие почв.
Таким образом, севооборот не просто позволяет предотвратить хищническое использование угодий путем непрерывного выращивания наиболее ликвидных на рынке сельскохозяйственных культур на одних и тех же землях (подсолнечник по подсолнечнику, рапс по рапсу и пр.), но и является средством планомерного повышения плодородия почв. Поэтому севооборот – очень ценное орудие в умелых руках настоящего агрария.
На период до 1 января 2015 года требования Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по сохранению плодородия почв" распространяются на землепользователей, которые имеют земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельхозпроизводства общей площадью более 100 гектаров, после 01.01.2015- на всех собственников и землепользователей, которые ведут товарное сельхозпроизводство. С момента принятия Закона до 1 августа 2010 года, когда он вступил в силу, сельхозтоваропроизводители получили целый год времени на заказ и изготовление проектов землеустройства эколого-экономического обоснования севооборота.
Однако незадолго до наступления 1 августа 2010 года стало понятно, что требования о наличии вышеуказанных проектов землеустройства массово не выполняются. А это значит, что с 1 августа 2010 года огромное количество сельскохозяйственных товаропроизводителей становились нарушителями закона. В связи с этим в июне 2010 года в вышеуказанный Закон были внесены изменения, которые отсрочивали дату введения его в действие. Она была перенесена на 1 января 2012 года, позже по этим же причинам – на 1 января 2013 года. Одновременно с 1 января 2013 года вступилa в силу новая редакция ст. 55 Кодекса Украины об административных правонарушениях. За использование земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства без утвержденных проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и благоустройство угодий предусматривается наложение штрафных санкций на граждан в размере от 50 до 100, а на должностных лиц - от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан. За использование земельных участков сельxозназначения с отклонением от указанных выше проектов землеустройства - размер штрафа на граждан от 15 до 20, а на должностных лиц - от 15 до 30 необлагаемых налогом доходов граждан. Однако, даже несмотря на это, по статистике, на 1 февраля 2013 года из 18433 сельскохозяйственных предприятий, которые используют участки сельскохозяйственного назначения площадью более 100 гектаров на территории Украины, лишь 353 хозяйства, или 1,9% от их общего количества, имели разработанные проекты землеустройства эколого-экономического обоснования севооборота. Еще 2219 таких сельскохозяйственных товаропроизводителей (12,4%) заказали их разработку.
На территории Запорожской области даже на сегодняшний день из 1233 сельхозтоваропроизводителей, которые используют земельные участки площадью более 100 га, лишь 24 (1,9%) из этих агрогосподарств ведут свою деятельность в соответствии с разработанными и утвердженными в установленом порядке проектами землеустройства, обеспечивающими эколого-економическое обоснование севооборота, еще 311 (25,2%) – заказали изготовление таких проектов землеустройства.
Таким образом, принятый Закон и с 2013 года оказался провальным для масового внедрения севооборотного хозяйствования на селе. Почему же законодательные требования так и остались не реализованными на практике?
Ответ на этот вопрос дали сельхозпроизводители, высказав свое мнение на региональных совещаниях. Свою позицию и предложения в 2013 году на совещании с участием заместителя председателя Госземагентства Украины высказал и Аграрный Союз аграриев Запорожской области.
В частности, фермеры и руководители сельхозпредпредприятий Запорожской области высказались за то, что проекты землеустройства в случае разработки севооборотов применять нецелесообразно. Проекты севооборотов по мнению сельхозтоваропроризводителей должны разрабатываться непосредственно агрономами хозяйств и составляться с учетом соответствующих нормативов. Фактически их авторами должны быть научные деятели, агрономы и товаропроизводители.
Указывалось и то, что форс-мажорные обстоятельства вынуждают изменять структуру посевов, не только на текущий, но и на следующий год как с учетом землеохранных мероприятий, так и с учетом коньюктуры аграрного рынка. А это в свою очередь требует принятия оперативных решений и приводит к вынужденному отклонению от запланированных севооборотов. Поэтому, очевидно, что изменение размещения сельхозкультур из-за форс-мажорных обстоятельств не должно считаться нарушением севооборота. Однако, согласно Закону, разработанный проект землеустpойства является документом, которого сельхозпредприятие или фермерское хозяйство должны строго придерживаться, не имея права самостоятельно вносить в него изменения.
Сельхозтоваропроизводители отмечали также, что землеустроительные организации составляют проекты землеустройства о севооборотах без учета всех реальных обстоятельств, которыми владеют работники агрохозяйства. Поэтому на практике такие проекты использовать невозможно. Вместе с тем, стоимость их изготовления достаточно велика (известны случаи, когда стоимость услуг по разработке таких проектов достигала 100 грн. с 1 га площади, на которую разрабатывался такой проект).
По результатам обсуждения проблематики, все внесенные отечественными аграриями предложения и замечания были тщательно изучены и проанализированы на государственном уровне. Учитывая высказанное общественное мнение, нынче, на выполнение соответствующего поручения Министра аграрной политики и продовольствия Украины Госземагентство разработало проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства», которым предлагается заменить неэффективный и расточительный механизм контроля за соответствием научно-обоснованных севооборотов с обязательной разработкой проектов землеустройства на механизм декларирования сельскохозяйственными товаропроизводителями нормативов оптимального соотношения культур в севооборотах с учетом природно-климатических условий и направлений ведения сельхозтоваропроизводства.
«Сельхозпроизводители без посторонней помощи будут следить за соблюдением требований севооборотов», – именно за такой новый подход в решении наболевшей проблемы сохранения и восстановления плодородия сельскохозяйственных земель высказался Министр аграрной политики и продовольствия Украины Игорь Швайка.
Сектор взаимодействия со СМИ Главного управления Госземагентства в Запорожской области
Похожая информация:
|