Из нтервью премьер-министра Украины Николая Азарова агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Согласно Программе экономических реформ президента 2012 год – это год, в течение которого может начаться приватизация земли. Но до этого надо провести очень большую работу по подготовке законодательной базы.
Есть ли в планах правительства сейчас, может, в текущих планах, разработка таких законов, и как Вы считаете, реально ли в 2012 году к этому вопросу приступить?
Ответ: К этой проблеме необходимо приступить хотя бы только потому, что Украина столкнулась с такой ситуацией, когда она сама себя не обеспечивает продуктами питания. Кто мог бы представить себе, что наступит такой период, когда Украина будет завозить и импортировать мясо, кто об этом еще 20 лет назад мог серьезно подумать?
Вместе с тем, в 2009 году Украина импортировала более 550 тыс. тонн мяса, причем это было далеко не качественное мясо. Как правило — всякие отходы, сырье, которое много лет где-то хранилось.
Украина не обеспечивает себя в полном объеме и сливочным маслом, мы завозим значительный объем.
Это говорит о том, что острота проблемы, которая стоит в нашем аграрном комплексе, уже приобрела немыслимые формы, она уже стала угрожать нашей безопасности. Я не говорю о физиологических нормах потребления продуктов питания…
Что можно сделать для того, чтобы поднять наш аграрный комплекс? Нужны колоссальные инвестиции, а самое главное, необходимо чувство хозяина. Хозяина той земли, за которую ты отвечаешь, на которой ты будешь работать, и твоя жизнь будет зависеть от этой земли. Вот это чувство хозяина не появилось. Аренда земли, продажа, перепродажа каких-то паёв и т.д. фактически привело к тому, что в украинские земли, в украинский аграрный комплекс не вкладываются те средства, которые необходимо вкладывать.
Достаточно сказать, что когда появилась модная тема рапса или производства биотоплива, то наши богатейшие черноземы, которые должны были работать на украинского гражданина, на украинского человека, стали работать на неизвестно кого. Посевы рапса, посевы технических культур обескровливают нашу землю, делают ее непригодной потом для производства продовольствия в течение ряда лет. Я удивлялся легкости, с которой арендаторы громадные массивы направляли на посевы технических культур. То есть вопрос собственника, вопрос хозяина земли — вопрос не просто о назревшем, а о перезревшем.
Конечно, могут и возникают спекуляция на эту тему: как сделать так, чтобы наши земли, кто-то по дешевке не скупил и т.д.? Это вопрос, будем говорить, к законодателю. Можно выписать все эти механизмы таким образом, чтобы сделать вполне естественное ограничение на право иностранных граждан приобретать в больших объемах, подчеркиваю, нашу землю. Но сделать землю тем инвестиционным ресурсом, с помощью которого мы привлечем реальные средства, – это задача нашего правительства в ближайшие год-два. Вопрос непростой. Вопрос политический.
Поэтому, разумеется, мы подготовим законопроект, проведем его обсуждение и, прежде всего, с аграриями, селянами. Мы попытаемся найти ту формулу, при которой нам удастся учесть и мировой опыт, и, в том числе, традиционное представление о нашей земле. И я думаю, что эта реформа будет важнейшим шагом с точки зрения модернизации нашего аграрно-промышленного комплекса.
Скажем, простой вопрос – создание аграрного или земельного банка, без которого трудно представляется развитие, например, аграрного комплекса. Что может быть тем залогом, под который такой банк или такое финансовое учреждение сможет выдавать кредиты под развитие, под строительство животноводческих комплексов, например, под приобретение современной техники, для проведения, например, селекционной работы, для проведения и внедрения современных аграрных технологий? Что? Земля. И этот механизм должен использоваться, он должен работать, и я думаю, что он заработает.
Вопрос: Заканчивая с сельским хозяйством, скажите, политика квотирования экспорта зерна будет продолжена в 2011 году или Вы будете в зависимости от уровня урожая, в зависимости от экспортного потенциала принимать решение?
Ответ: Прежде всего, хочу сказать, что, по данным Международной организации продовольствия, есть такая организация в мире, FAO называется, сейчас пик цен на продовольствие за последние многие годы. К большому сожалению, в силу целого ряда причин цены на продовольствие сейчас находятся на пике. Это вовсе не означает, что они и дальше не будут расти, по прогнозам той же FAO.
Связано это, прежде всего, и с климатическими изменениями, и с не очень-то правильной политикой целого ряда аграрных стран. Связано это с тем, что увлеклись целый ряд стран, которые производили в больших объемах продовольствие, производством, так называемого, "чистого топлива" — когда значительные площади были выделены не под продовольственные, а под технические культуры. Растет население Земли, растет потребление. Развиваются такие громадные страны, как Китай и Индия, например, с населением в сумме, значительно больше половины населения Земли, и с растущим ВВП, а соответственно, и доходов населения, где-то под 12-15% в год.
Поэтому причин как объективных, так и субъективных, для такого стремительного роста цен на продовольствие много.
Как в этих условиях удержать стабильность цен в Украине при открытых рынках, в условиях прямого влияния на наш рынок мировой тенденции роста цен?
Здесь, на мой взгляд, правительство приняло достаточно трудное решение, но вместе с тем такое, которое позволило удержать цены на основные продукты питания. Подчеркиваю, да - по отдельным позициям был рост. Но он не был определяющим для всей продовольственной группы. И сейчас тоже на эти темы очень много спекуляций, что вот якобы Госкомстат что-то занижает. Я абсолютно отвечаю за то, что говорю. Пока еще нет окончательных данных по году, но я думаю, что мы выйдем на цифру где-то около 9%. Это будет рекордно низкая инфляция. Многие относятся к этому с недоверием: «Как же так, а вот цена на гречку выросла, например, в два раза. Вот премьер-министр утверждает, что общая инфляция составила около 9%»… Это так потому, что инфляция определяется не по цене на гречку, она определяется по совокупности более, чем 300 товарных позиций, жизненно важных для нашего населения. Рубашка нужна для человека, костюм нужен, пальто нужно? Нужны и хлеб, и мясо и т.д.
Так вот, по целому ряду позиций цены вообще не росли, по значительному ряду позиций. Поэтому рост цен на гречку (которая, в структуре потребления занимает, я точно не уверен - цифру, может быть 0,01%,) не смог сформировать аномальную инфляцию по всем абсолютно товарным позициям. Вот простой подход Госкомстата – это международная методология, и поэтому мы в какой-то степени гордимся таким результатом, что впервые за 10 лет мы имеем такую инфляцию.
Почему мы за нее так воевали, почему мы так за нее боролись? Да просто потому, что мы заинтересованы в том, чтобы снизить ставки по кредитам в промышленности. Естественно, они не могут быть ниже инфляции, и поэтому то снижение инфляции до уровня 9% позволяет нам рассчитывать на то, что ставки по кредитам (в 2010 они уже были снижены до где-то 14-15%) в 2011 году снизятся до 11-12%, то есть станут более-менее разумными для развития нашей экономики.
Вернемся к вопросу квотирования. Это было неизбежное решение в условиях, когда Россия потеряла 30% урожая, а у нас с ними достаточно открытые прозрачные границы. В условиях, когда спрос на зерно поднялся, и цена на зерно поднялась в 2 раза, примерно со $ 160 за тонну до $ 260-300.
При этих условиях открыть экспорт зерна – это оставить Украину без него. А ведь мы ставим перед собой задачу развития животноводства. В августе-сентябре мы думали о том, какую позицию займет селянин, если цена на фуражное зерно вырастет в 2 раза? Оставит он теленка или зарежет его? Так вот мы не хотели, чтобы он, будем говорить, вырезал скот, хотели, чтобы он сохранил его.
Поэтому решение, еще раз подчеркиваю, было трудным, оно принесло определенные убытки тем, кто занимается торговлей зерном, но в наших долгосрочных интересах все-таки реализовать переработку зерна внутри страны – это организовать внутреннее потребление и лишь только определенный объем экспортировать за рубеж. Вот это наша долгосрочная, долговременная политика. Мы никогда не будем гордиться, что мы все зерно, которое в стране производим, будем вывозить.
А спрашивается: с чем мы оставим тогда свою страну? С чем мы оставим своих селян – тех, кто занимается животноводством? Это, как раз, не тот показатель, которым нужно гордиться.
Я вспоминаю, когда в 2003 году было экспортировано рекордное количество зерна в Украине, и мы хвастались, что мы стали то ли пятыми, то ли четвертыми экспортерами в мире, а затем… в авральном порядке были вынуждены просить его у России, Казахстана, были вынуждены завозить его в авральном порядке в страну, неся колоссальные потери.
Поэтому такая ситуация больше никогда не повторится. Во-первых, мы уже сейчас создали достаточные запасы зерна в Аграрном фонде, пополняем запасы государственного резерва, кстати, тоже, в свое время, пустого - его приняли абсолютно пустым, с минусом даже, с долгами вместо запасов.
То есть 2010 год, если его итоги подвести в нескольких чертах, это был очень трудный год. Я все-таки в правительстве не первый год, и скажу, что по напряженности задач, по сложности задач, которые стояли перед правительством, он был уникальный, конечно. С таким масштабом проблем, с каким нам сейчас пришлось столкнуться в этом 2010 году, он, конечно, был очень тяжелым. Но, отмечая уже ушедший год, можно отметить, вместе с тем, нам все-таки удалось эту ситуацию выправить, удалось создать нормальный фундамент для развития, и в целом это был удачный год.