Многочисленные изменения в земельном законодательстве вызывают самые разнообразные вопросы. Свидетельством тому являются обращения, поступающие в Главное управление Госземагентства в Запорожской области.
Земельное ведомство предлагает вниманию читателей сайта ZpTown ответы на некоторые из этих вопросов, предоставленные специалистами-юристами регионального ГУ Госземагентства.
После окончания действия договора аренды пользоваться земельным участком без согласия арендодателя противозаконно.
Вопрос: Я, владелец двух паев, не продлила договор аренды земли, решив самостоятельно обрабатывать землю. За год до окончания срока действия договора письменно сообщила об этом арендатору и просила его так спланировать хозяйственную деятельность, чтобы я могла дальше сама обработать землю. Ждала окончания действия договора аренды, поскольку в расторжении договора по соглашению сторон арендатор мне отказал. Осенью, несмотря на мое предупреждение, арендатор засеял пшеницу. Устно сообщил, что если я хочу смолотить, то должна оплатила ему затраты, сумму которых заявил по собственному усмотрению. Разве он был вправе использовать в дальнейшем мой земельный пай?
Ответ: Если Вы письменно в сроки, определенные договором, предупредили арендатора о нежелании продлевать действие договора аренды, он должен был спланировать свою деятельность таким образом, чтобы после окончания действия договора возвратить Вам земельный участок не в худшем состоянии, чем получил в аренду. Если арендатор продолжает использовать земельный участок уже после окончания действия договора аренды, Вы имеете право или в бесспорном порядке (по согласию сторон), или по решению суда требовать уплаты средств за фактическое пользование земельным участком в большем размере, чем была определена арендная плата (с учетом недополученных доходов, возмещения ущерба и т.д.), и возврата Вам земельного участка.
Если земельный участок не планируете отчуждать, то регистрировать его не обязательно
Вопрос: В 1998 году я получила государственный акт на право частной собственности на землю. Через несколько лет начали выдавать такие же акты, но с кадастровыми номерами и сейчас мне надо получить этот номер. От других слышала, что за нынешнее оформление необходимо заплатить 800 грн. А другие говорят, что мой акт действителен, и если я не буду продавать или дарить, то мне не нужен и кадастровый номер. Сейчас мне 75 лет, и кто знает, сколько я еще проживу. Но в дальнейшем все перейдет в наследство детям и как же тогда им поступить? Объясните, пожалуйста, что мне делать?
Ответ: Нужно заметить, что в течение всего периода проведения земельной реформы в Украине, начиная с 1991 года и по настоящее время, в законодательстве постоянно менялись нормы относительно порядка приобретения в собственность земельных участков, а также относительно правоустанавливающего документа и момента возникновения такого права.
Так, право собственности возникало у гражданина:
- до 2002 года - со дня принятия решения местным Советом о передаче ему в собственность земельного участка с последующей выдачей государственного акта;
- с 2002 и до 2013 года - со дня выдачи зарегистрированного государственного акта (при приватизации);
- с 2009-го - при приобретении в собственность земельного участка на вторичном рынке - со дня проставления на государственном акте отметки о переходе права собственности от продавца к покупателю.
С 2013 года процедура оформления права на земельный участок, в том числе и права собственности, кардинально изменилась. Так, с 1 января 2013 года в подтверждение права собственности государственные акты уже не выдаются, зато это право регистрируется в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, который ведет Государственная регистрационная служба Министерства юстиции Украины.
Согласно Закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений» те права, которые возникли до 2013 года, признаются действующими, однако переход такого права возможен лишь тогда, когда он зарегистрирован в реестре прав. При отчуждении (продаже, дарении и др.) нотариус, к которому обратились за регистрацией договора, регистрирует в Государственном реестре прав сначала право собственности продавца, потом договор и только после этого регистрирует право собственности на земельный участок покупателя. Однако, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок в Государственном реестре прав, необходимо, чтобы земельный участок был зарегистрирован в Государственном земельном кадастре.
Поскольку государственный акт выдавался Вам еще в 1998 году, то Ваш земельный участок не внесен в Государственный земельный кадастр, который в электронном виде начал существовать лишь в 2000-х годах. Для внесения в Государственный земельный кадастр сведений о Вашем участке необходимо обратиться в землеустроительную организацию и заказать техническую документацию по возобновлению границ земельного участка. Этой документацией будут уточнены и дополнены все необходимые сведения, оцифрованы и внесены в кадастр.
Именно во время изготовления технической документации выявляют возможные ошибки, указанные в старом акте, и исправляют их. Так, в частности, площадь земельного участка, указанная в государственном акте, как правило, не соответствует фактической площади, вычисленной при изготовлении технической документации. Такая ошибка обусловлена как неточностью измерения, которое проводилось в 90-х годах, так и тем, что в старых государственных актах площадь земельного участка округлялась и указывалась с точностью до двух знаков после запятой. На сегодня площадь определяется более точно и указывается с точностью до четырех цифр после запятой. Могут проявляться и другие ошибки и неточности, которые также корректируются и исправляются.
Вы можете и не регистрировать свой земельный участок, если не намерены его отчуждать. Однако, при наследовании этого участка Вашими наследниками, все эти действия придется выполнять им.
Каждый наследник регистрирует право на свою часть земельного участка отдельно.
Вопрос: Право собственности на земельный участок было удостоверено государственным актом на землю в 2006 году на отца. После смерти отца мы с братом унаследовали земельный участок и дом в равных частях, нотариус выдал свидетельства о праве на наследство. Государственные акты на землю мы не получили, участок и дом юридически не поделены на части. Прошу проконсультируйте: какова процедура оформления приусадебного земельного участка в случае принятия наследства в равных частях на двух наследников?
Ответ: При оформлении права собственности на унаследованный земельный участок несколькими совладельцами, сначала необходимо обратиться в районное управление земельных ресурсов и получить выписку из Государственного земельного кадастра относительно этого участка. Если унаследованный земельный участок внесен в базу данных Государственного земельного кадастра, такая выписка Вам, как наследникам будет предоставлена. Если же в базе данных отсутствует информация об этом участке, тогда необходимо обратиться в землеустроительную организацию и заказать техническую документацию по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности). Целью этой документации является внесение сведений о земельном участке в Государственный земельный кадастр и на основании этого предоставление выписке из кадастра наследникам, унаследовавшим участок.
Следующим шагом должна стать регистрация права общей собственности на земельный участок наследников в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. Для этого необходимо либо самим обратиться в районный отдел Государственной регистрационной службы Украины с заявлением о регистрации такого права, или же обратиться к нотариусу, который выдал свидетельства о праве на наследство, поскольку нотариус также может зарегистрировать право собственности наследников на земельный участок.
Обращаем внимание на то, что с 2013 года каждому из наследников выдается выписка из Государственного реестра прав и правоустанавливающим документом для них считается свидетельство о праве на наследство с приложенной к нему выпиской из Государственного реестра прав на свою часть.
На каждый земельный участок должен разрабатываться отдельный проект землеустройства по договору с заказчиком
Вопрос: В 2008 году распоряжением районной государственной администрации было предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства. На сегодня проект разработан с надлежащими выводами (согласно законов до 01.01.2013г.). Осталось утвердить проект землеустройства и получить свидетельства о праве собственности. Однако, оказалось, что с изменениями в законодательстве нужно изготавливать проект на каждого заявителя отдельно и агрохимический паспорт на каждый земельный участок. Прошу разъяснить: утвердит ли Главное управление Госземагентства нашим гражданам групповой проект землеустройства относительно отвода земельных участков в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства (чтобы не изготавливать отдельные проекты на каждого гражданина)?
Ответ: Прежде всего, следует обратить внимание на то, что действующим законодательством и Земельным кодексом Украины, Законом Украины «О землеустройстве» предусмотрено, что проекты землеустройства относительно отвода земельных участков изготавливаются в случае изменения целевого назначения земельных участков или формирования новых земельных участков (ст.50 Закона «О землеустройстве»).
Согласно ст.118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для целей и в размерах, предусмотренных ст.121 этого же Кодекса, обращаются в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти с соответствующим заявлением. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Проект землеустройства относительно отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству в соответствии с законом, в сроки, оговоренные соглашением сторон.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2004 №266 утвержден Типовой договор о разработке проекта землеустройства относительно отвода земельного участка. В соответствии с п.1 настоящего Типового договора предметом договора:
«1.1. Исполнитель обязуется выполнить с соблюдением требований законодательства проектно-изыскательские работы (далее - работы) по разработке проекта землеустройства относительно отвода земельного участка (участков!), а заказчик - принять и оплатить выполненные работы. 1.4. Полученный в результате выполнения этого договора проект является собственностью заказчика».
Итак, для отдельного земельного участка должен разрабатываться отдельный проект. Если проекты объединены, документация должна называться «Проекты землеустройства по отведению земельных участков».
Юридическое управлением Главного управления Госземагентства в Запорожской области
Похожая информация:
|