Воскресенье, 22.12.2024, 23:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Новости Запорожья
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Нужен ли закон о престижности труда селянина?
Всего ответов: 237
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Категории раздела
Агрорынок Украины: новости Агрорынок СНГ: новости
Агрорынок в мире: новости Сельское хозяйство: новости
Агротехника: советы Сельское хозяйство: советы
Другое
Ссылки
Агрорынок
Агрострахование подстраивается под потребности сельхозпроизводителей - 6 Июля 2014

Главная » 2014 » Июль » 6 » Агрострахование подстраивается под потребности сельхозпроизводителей
12:37
Агрострахование подстраивается под потребности сельхозпроизводителей
Агрорынок Украины: новости Агрорынок СНГ: новости
Агрорынок в мире: новости Сельское хозяйство: новости
Агротехника: советы Сельское хозяйство: советы
Другое


Уровень агрострахования в нашей стране уже в ближайшее время может, как минимум, удвоиться. Это станет возможным при условии, если будет принята Концепция развития системы страхования сельскохозяйственной продукции. Такое мнение высказал вице-президент Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины, руководитель фермерского хозяйства «Муравский шлях», что на Харьковщине, Виталий ЛЬВОВ.

- Для страховщиков проект Концепции - ожидаемый документ. А как его восприняли сельхозпроизводители?

- Вопрос агрострахования очень важен для развития аграрного сектора Украины. Но, к сожалению, этот серьезный вопрос у нас очень медленно продвигается. Мы пока еще находимся в самом начале пути. По статистике известно, что аграрные риски у нас страхуют порядка 3-5% сельхозпредприятий. В то время, как в некоторых странах Европейского Союза, Канаде, США страхованием охвачены 90-95%.

Почему так происходит? Одна из причин – недостаточная поддержка вопроса на законодательном уровне. Два года назад был принят Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Он очень серьезный и уже оброс достаточно большим количеством нормативных актов, которые регулируют его реализацию. Закон создал определенную структуру агрострахования в нашей стране. Согласно нему, был создан Аграрный страховой пул. И вот, только теперь, мы рассматриваем Концепцию развития страхового дела в Украине, хотя именно она должна предшествовать этому и другим подзаконным и нормативным актам. А у нас получилось - телега впереди лошади.

Однако сейчас, когда накоплен определенный опыт в этом деле, необходима срочная реализация комплексных мер на государственном и общественном уровне, которые ускорят развитие агрострахования, повысят его востребованность агропроизводителем и ответственность страховых компаний. Поэтому рассмотрение Концепции является актуальным.

- По словам разработчиков проекта Концепции, в создаваемой системе агрострахования приоритет отводится аграриям. Действительно ли их интересы учитываются в полной мере?

- Тут можно говорить об обязанности и балансе интересов трех субъектов. Во-первых, интерес товаропроизводителей. И это все частный бизнес. Вторая составляющая - страховые компании. Это также бизнес-структуры. А вот третья, главная составляющая, – государство с его законами, регуляторными актами, нормативами, именно оно обеспечивает «правила игры».

Думаю, в этой триаде все должны работать на равных условиях. Только в этом случае будет обеспечен общий успех.

- Одна из проблем нынешнего агрострахования состоит в отсутствии доверия сельхозпроизводителей к страховщикам. Чем это обусловлено, и как этот вопрос будет решаться в новых условиях?

- К сожалению, в Украине вообще существует недоверие к бизнесу, в особенности к страхованию. У нас сейчас несколько сотен страховых компаний. Страхованием аграрных рисков занимаются 24 компании. Они получили соответствующие лицензии. Такой порядок был наведен недавно. И это положительный момент.

Почему фермеры не очень доверяют страховщикам? Еще недавно крестьяне, обращаясь в страховую компанию, получали договор на 3-4 страницах, который напечатан мелкими буквами и в котором было спрятано столько всяких подводных камней, что разобраться с ними было очень сложно. Поэтому часто возникали ситуации, когда аграрий в страховом случае оказывался ни с чем. Крестьяне по своей психологии консервативны, а такие «уроки» добавляли им скептицизма.

Доверие надо завоевывать. Страховые компании должны бороться за клиента. Нужно проводить серьезную информационную, разъяснительную работу. А государство должно четко регламентировать правила работы на этом рынке и контролировать их исполнение.

- Руководитель Агрострахового пула Виталий Самарский убежден, что все страховые компании, оказывающие услуги по агрострахованию, должны входить в состав его структуры. Не скажется ли это на монополизации агрострахового рынка?

- Пока в Агростраховой пул входят 4 компании. Они были отобраны по определенным критериям. И уже смогли заявить о себе с положительной стороны.

Но время показало, что Агростраховой пул нужно расширять. Мы уже упоминали 24 сертифицированные страховые компании, часть из которых могут войти в его состав. Я полагаю, что он может расшириться до 10 компаний, которых мы знаем как активно работающих и надежных партнеров.

Я не думаю, что Пул может монополизировать агрострахование. Пусть страховые компании стремятся попасть в Агростраховой пул. Там достаточно четко выписаны правила игры. Они пользуются стандартными страховыми продуктами, решают вопросы перестрахования и т. д.

- Проект Концепции предполагает, что государственная помощь, оказываемая сельхозпроизводителям, в обязательном порядке должна страховаться. Может ли это привести к резкому удорожанию этой помощи, и захотят ли аграрии в дальнейшем пользоваться ею?

- Сейчас сельхозпредприятие страхуется на добровольных условиях. Но если оно берет кредит в коммерческом банке, то там требуют обязательного страхования. Ведь в залог идут посевы, чаще всего – озимой пшеницы. А она находится в зоне риска.

Раньше государство давало прямые дотации сельхозпроизводителям, и для их получения также необходимо было застраховаться.

Теперь Агростраховой пул хотел бы заложить в Концепцию такое положение. Ведь это – гарантия их будущей работы. Но в бюджете 2014 года практически нет прямой поддержки сельхозпроизводителей. Вряд ли стоит ожидать ее и в 2015 году, учитывая наши реалии. Хотя мы согласны, что любая государственная помощь должна страховаться.

Согласно нашему законодательству, если производство сельскохозяйственной продукции фермера составляет 75% и более, он имеет право находиться на специальной форме налогообложения. Скажем, я продаю на 100 тыс. грн. пшеницу, которую вырастил, и 20% НДС перечисляю на спецсчет. Эти деньги не уходят государству, я их могу использовать на приобретение средств защиты растений, на оборотные средства, даже на зарплату. Это непрямая поддержка государства, и она очень существенная. В целом по Украине, по оценкам специалистов, она составляет 10 млрд. грн. в год. Без такой непрямой поддержки наше сельское хозяйство было бы не только неконкурентоспособным, но и вообще нормально не развивалось бы.

Заставить страховаться всех тех, кто пользуются такими непрямыми дотациями, непросто. К этому надо подходить очень осторожно.

- Удастся ли в условиях экономического кризиса и острой нехватки бюджетных средств возродить механизм субсидированного агрострахования, в котором заинтересованы сельхозпроизводители, да и страховщики тоже?

- Я глубоко убежден, что для эффективной работы механизма агрострахования государству необходимо предусмотреть ее прямую поддержку. Украина имеет очень большие климатические риски и некоторые другие, например, ценовые. Для нашего фермера именно ценовые риски иногда являются самыми страшными. В прошлом году, когда мы только собрали урожай пшеницы, цена за 1 тонну продовольственной пшеницы 3 класса была на уровне 1250-1350 грн. А в апреле-мае она подскочила до 2700 грн., то есть, в 2 раза. Я уже не говорю о рисках колебания валютного курса доллара, который в этом году привел к удорожанию весенней посевной на 20-30%.

- На аграрном рынке представлены как мелкие, так и крупные сельхозпроизводители. На кого больше рассчитан проект Концепции агрострахования?

- Наше законодательство и фискальная политика не делают различий относительно малых или крупных сельхозпредприятий. Однако крупные агрохолдинги, имеющие 50 тыс. и больше гектаров, это, как правило, транснациональные компании, которые преимущественно решают все свои риски через зарубежные страховые компании.

Поэтому фактически агрострахование направлено на малые и средние фермерские хозяйства, которые имеют от ста до нескольких тысяч гектаров земли. Именно они наиболее уязвимы по отношению к различным рискам и нуждаются в защите.

- Предполагается, что проект Концепции развития агрострахования еще до его подачи в Кабинет Министров будет отработан до деталей и после того, как получит правительственное благословение, заработает в полную силу. Что для этого делается уже сейчас?

- Вопросами развития агрострахования в Украине занимается ряд структур. Говоря о неправительственных организациях, я хочу, прежде всего, упомянуть Проект Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине». Долгие годы его возглавляет профессор Гари Роше. Проект сделал немало для объединения интересов агропроизводителей и страховых компаний, для сотрудничества с государственными структурами. Он подготовил ряд стандартных страховых продуктов, которые сейчас активно используют на агростраховом рынке. Он же содействовал созданию Агрострахового пула. Может быть, за эти годы мы не смогли решить всех вопросов, но теперь у нас есть опыт, мы знаем, чего хотим и как этого добиваться.

Сейчас очень важной является информационная кампания, которую разворачивает Агростраховой пул. Нужно не просто разъяснить преимущества агрострахования, но и получить обратную связь, в первую очередь, от товаропроизводителей, и понять, что необходимо сделать, чтобы такая Концепция была направлена на достаточно большую перспективу.

Сегодня товаропроизводители предлагают принять государственную программу агрострахования в Украине. Это предложение мы уже озвучили на совещании в Министерстве аграрной политики и продовольствия. Государственная программа предполагает четкий план действий и соответствующее финансирование - не из стабилизационного фонда, а из бюджета. Она может быть принята на 5, 10 и более лет. Например, она могла бы стать составляющей программы Министерства аграрной политики и продовольствия «Развитие агропромышленного комплекса до 2020 года».

Поэтому важно принять Концепцию, которая может лечь в основу такой программы.

- Как принятие Концепции может сказаться на уровне агрострахования в Украине?

- Я думаю, что в течение 2-4 лет мы можем достичь охвата агрострахованием 10-12% рисков. Это было бы очень существенно.

Украина подвержена большим климатическим рискам и, к сожалению, не только им. Справедливо претендуя на роль мирового лидера по производству сельхозпродукции, мы никоим образом не можем пренебрегать агрострахованием. Так что надо работать.

Роман НЕЧИПОРУК,

Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»



Похожая информация:

Категория: Агрорынок Украины: новости | Просмотров: 955 | Добавил: wisko | Теги: агрострахование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024