2 июля в Украине началось обучение по программе подготовки аварийных комиссаров, которые будут заниматься определением обстоятельств страховых случаев в сельском хозяйстве и проведением оценки убытков. Подобного в нашей стране еще не было, и поэтому до сих пор ощущается острая нехватка специалистов, способных действовать независимо, объективно, в интересах страховщиков и аграриев.
Работа осуществляется в рамках реализации закона «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», который недавно вступил в силу. О ее особенностях рассказывает член Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Валентина ЛЕВЧЕНКО.
- Почему сегодня возникла такая острая необходимость в аварийных комиссарах?
- Такая необходимость возникла в связи с реализацией полномочий и требований закона «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». На его исполнение Кабинетом Министров подготовлено план мероприятий, в соответствии с которым мы должны разработать ряд нормативных документов. Они, в частности, связаны с условиями вхождения в Аграрный пул, с требованиями к страховщикам, с порядком заключения договоров, расчета тарифов и пр.
На сегодня мы уже подготовили около семи проектов таких нормативных актов. Они одобрены нашей Комиссией и обнародованы. Для реализации политики государственной поддержки сельхозпроизводителей нужны соответствующие специалисты. В том числе и те, кто в случае наступления страхового случая способен оценить, при каких обстоятельствах он произошел, помочь рассчитать уровень полученных убытков. Для этого и предусмотрены аварийные комиссары.
- Как рождалась программа обучения будущих аварийных комиссаров и что она из себя представляет?
- Разработке программы предшествовало принятие других нормативно-правовых актов. Прежде всего, это был нормативно-правовой акт Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг «Об утверждении квалификационных требований к лицам, которые осуществляют деятельность по определению причин наступления страхового случая и размера убытков». Он был одобрен в июне 2011 года. В соответствии с ним устанавливался уровень квалификационных требований.
Потом был установлен квалификационный минимум. Речь идет о перечне знаний, которыми должен владеть аварийный комиссар. Он предусматривает знание законодательства, умение определять страховые риски, делать замеры, ориентироваться в тарифах для того, чтобы определять обстоятельства страхового случая и осуществлять расчеты. Квалификационный минимум был принят отдельно для животноводства и растениеводства. И, имея такой документ, можно было уже разрабатывать соответствующую программу.
У нас два вида программы. Первая предусматривает 196-часовой курс. Она рассчитана на аварийных комиссаров, которые впервые получают специальные знания. Поэтому обучение углубленное. А вторая программа состоит из 72 часов. К участию в ней приглашаются те аварийные комиссары, которые успешно прошли расширенный курс и через каждые 3 года повышают свою квалификацию. Они должны сдать экзамен на соответствие знаний квалификационному минимуму, то есть, знать, какие изменения произошли в законодательстве, в агросекторе, в правилах поведения на страховом рынке и т. д. Таким образом, подтвердить свою осведомленность и умение использовать новые знания на практике.
- Кто был разработчиком программы?
- Квалификационный минимум и квалификационные требования разрабатывала Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг. Конечно, мы привлекали экспертов, в том числе, и из Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине». Мы плодотворно с ними сотрудничаем, с большим удовольствием используем их помощь. Часто Проект привлекает иностранных экспертов. То есть, это наш общий продукт.
К работе мы также привлекали представителей объединений страховщиков – Украинской федерации страхования, Лиги страховых организаций, Общества актуариев. А уже саму программу нам предоставил Национальный университет биоресурсов и природопользования. При этом университете создан Учебно-научный институт последипломного обучения. С ним мы и заключили договор о сотрудничестве.
Кроме консультантов Проекта IFC будущих аварийных комиссаров будут обучать преподаватели кафедры налогового и страхового дела, кафедры государственного управления, кафедры гражданского и хозяйственного права, кафедры селекции, семеноводства и кормопроизводства имени профессора Зеленского, сотрудники Нацкомфинуслуг, юристы из международного института менеджмента. Таким образом, у нас объединены усилия ученых и практиков.
- В достаточной ли мере программа учитывает то обстоятельство, что будущим аварийным комиссарам не хватает не только теоретических знаний, но и практики?
- Я уже упоминала, что для новичков у нас есть расширенная программа, включающая теоретическую и практическую подготовку. Занятия предусматривают выезды в поле. Там они будут все отрабатывать на конкретных примерах. Поэтому я уверена, что теории и практики будущим аварийным комиссарам будет достаточно.
- Как подбиралась группа слушателей, и какие страховые компании они представляют?
- Группа подбиралась университетом. В ее состав вошли 25 человек. Как по мне, то это достаточно хороший показатель, свидетельствующий о том, что к работе аварийных комиссаров есть повышенный интерес.
Все наши программы публичны, страховые компании о них хорошо знают. Поэтому те, кто планирует стать участником Аграрного пула и в дальнейшем получать государственную поддержку в агростраховании, делегировали на учебу своих представителей. Преимущественно речь идет о ведущих в Украине страховых компаниях, которые оказывают услуги по агрострахованию.
Такие группы будут формироваться регулярно. В конце обучения подкомиссия единой экзаменационной комиссии будет принимать экзамены на соответствие знаний квалификационным требованиям к аварийным комиссарам. Они будут проходить в два этапа. Первый – это тестирование. Необходимо будет обработать 100 тестов. Тестирование считается пройденным, если даны 80 и более правильных ответов.
Вторая часто – это собеседование. Оно предусматривает разноплановые вопросы, связанные с программой подготовки.
Успешную сдачу экзамена учебное заведение оформляет квалификационными свидетельствами, которые передает нам. В течение пяти дней Нацкомфинуслуг осуществляет регистрацию и вносит их в перечень лиц, имеющих право устанавливать обстоятельства страхового случая и определять размеры убытков. Такой перечень затем вывешивается на сайте Национальной комиссии и потому является общедоступным. В нем упомянуты номера квалификационных свидетельств и сроки их действия. Поэтому все желающие могут знать, кто имеет право оказывать соответствующие услуги и к кому можно за ними обращаться.
- После выпуска аварийные комиссары будут оказывать услуги в составе страховых компаний или самостоятельно?
- Существует норма, что аварийные комиссары не могут зависеть от страховых компаний. То есть, между ними не должно быть трудовых отношений, они должны быть независимыми. Аварийного комиссара может привлекать не только страховщик, но и страхователь. Конечно, если он захочет провести независимую экспертизу. Я считаю, что это положительная норма, гарантирующая объективное проведение исследования и такую же объективную оценку нанесенных убытков.
- Обычно специалисты определенного профиля для координации своих действий и повышения квалификационного уровня создают профессиональные объединения. Учредят ли такое образование аварийные комиссары?
- Законодательство этого не запрещает. Все зависит от самих аварийных комиссаров. На транспорте уже действует такая ассоциация. Поэтому в сельском хозяйстве тоже целесообразно сделать что-то подобное. Это поможет наработать общие подходы, посодействует обмену опытом, поддержит при проведении определенной политики, при координации действий и защите собственных интересов.
Николай ЛУГОВОЙ, Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»
Мнение экспертов
Александр ЗАГОРОДНИЙ, заместитель директора по агрострахованию общества с дополнительной ответственностью «СО «Доминанта»:
- Большинство страховых компаний, которые профессионально занимаются страхованием рисков агропроизводства, уже давно имеют у себя в штате специалистов, проводящих осмотр посевов при их принятии на страхование и определяющих размер и причины убытков при страховых случаях. Или сотрудничают с ними по трудовым соглашениям. Результаты работы таких специалистов страхователями или судом иногда берутся под сомнение. Преимущественно это провоцируется отсутствием документа, предоставляющего им право делать соответствующие выводы. Поэтому законодательное урегулирование этой проблемы является положительным моментом.
В ближайшие годы рынок агрострахования будет развиваться динамично, однако недостаточное количество специалистов по урегулированию могло бы превратиться в основной тормоз при построении его цивилизованной модели. Поэтому, по моему мнению, оперативная реакция на существующую проблему со стороны специалистов Проекта IFC «Развитие агрострахования в Украине» и Нацкомфинуслуг заслуживает наивысшей оценки. Особенно, если принять во внимание тот факт, что упомянутый Проект и Нацкомфинуслуг быстро нашли общий язык в подходах к организации обучения и сертификации аварийных комиссаров.
Надеюсь со временем увидеть в работе независимое профессиональное объединение аварийных комиссаров по страхованию. Полагаю, что оно будет иметь функции саморегулирующей организации, которой Аграрным пулом или регулятором будут делегированы конкретные полномочия по урегулированию отношений в агростраховании. Например, профессиональное досудебное урегулирование конфликтных ситуаций с обязательным выполнением принятых решений как страховщиками, так и страхователями.
Татьяна БРИВКО, вице-президент Национальной ассоциации дорадчих служб Украины «Дорада»:
- В создании института аварийных комиссаров очень заинтересованы сельхозпроизводители. Ведь новшество призвано коренным образом изменить ситуацию, сложившуюся на агростраховом рынке.
Сегодня, вступая в отношения со страховщиками, сельхозпроизводители, по существу, остаются беззащитной стороной. И за это еще вынуждены платить деньги.
Я так уверенно говорю, потому что страховые компании установили монополию на агростраховом рынке. Они разрабатывают страховые продукты, берут посевы на страхование, определяют убытки и принимают решения по поводу их возможного возмещения.
В своей работе страховые компании обычно исходят из собственных интересов. Для них главное – получить как можно больше прибыли. Именно поэтому мы становимся свидетелями многочисленных случаев, когда сельхозпредприятиям и фермерам безосновательно отказывают в компенсации понесенных ими в результате непогоды убытков.
В условиях, когда одна сторона перетягивает на себя одеяло, сложно рассчитывать на плодотворное сотрудничество. Поэтому не удивительно, что преимущественно сельхозпроизводители сторонятся страхования.
Аварийные комиссары призваны находить общий язык со страховщиками и страхователями, приводить их интересы к общему знаменателю. Но это возможно при условии, если аварийные комиссары действительно станут высокопрофессиональными, независимыми и объективными экспертами.
Наталья ГЕРАСИМЕНКО, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного управления Национального университета биоресурсов и природопользования Украины:
- Стать аварийным комиссаром непросто. Дело не только в том, что нужно оставаться независимым экспертом. Согласитесь, в украинских реалиях, когда каждая из сторон страховых отношений за определенное вознаграждение хочет иметь вас надежным помощником, достичь этого будет нелегко. Есть еще и другая сторона медали. Речь об авторитете, который гарантирует аварийному комиссару желаемую независимость, а значит, и успешность его дальнейшей работы.
Относительно этого выбор у аварийного комиссара остается небольшим. Он должен обогатиться знаниями как относительно сельскохозяйственного производства, так и страхования. А еще – дополнить их практикой. Все это позволит ему на равных общаться с аграриями и страховщиками, занимать определенную профессиональную позицию и независимо ее отстаивать.
Обычно к овладению профессией аварийных комиссаров обращаются люди, которых ранее имели отношение или к сельскому хозяйству, или к агрострахованию. Задача преподавателей – дать им комплексное образование.
Большие надежды мы возлагаем на практические занятия. Преимущественно они будут проходить на полях. К их проведению будут привлекаться аграрии и страховщики, которым уже приходилось определять причины возникновения страховых случаев, рассчитывать объемы убытков, причиненных сельхозпроизводителям.
Очень важно, чтобы будущие аварийные комиссары получали последнюю информацию относительно изменений в законодательстве, в аграрном секторе и на страховом рынке. Программа построена таким образом, что они имеют такую возможность. Поэтому мы будем обращать особое внимание не только на подготовку аварийных комиссаров, но и на дальнейший их профессиональный рост.