1июля вступает в силу закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Специалисты, на которых возложена обязанность обеспечить его своевременную реализацию, сейчас работают с особым напряжением – время «Ч» неумолимо приближается, а вопросов, на которые предстоит дать ответы, все еще остается немало. В том числе и вопросы, касающиеся субсидированного агрострахования.
Поскольку отечественной практики не хватает, то приходится заимствовать зарубежную. Недавно украинская делегация изучала американский опыт участия государства в агростраховании. О том, как это смотрится в США и как это может посодействовать дальнейшему развитию национального агрострахового рынка, рассказывает директор Департамента финансово-кредитной политики Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Баграт АХИДЖАНОВ.
- Почему вы заинтересовались американским опытом агрострахования?
- Когда мы работали над концепцией агрострахования, то интересовались опытом всех стран, которые агрострахованию уделяют большое внимание. После принятия закона «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» наш интерес к зарубежному агрострахованию особенно вырос. И понятно почему –1 июля упомянутый закон нужно будет запускать в работу.
Мы не единожды обсуждали этот вопрос с Проектом Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине». Сошлись на том, что очень важно посмотреть, как работает американская система агрострахования. Особенно в контексте той роли, которую в ней играет государство. Нам также было важно получить информацию с первых рук. Мы хотели пообщаться с фермерами, с регуляторами, со страховщиками. Нас интересовало, с чего они начинали, какие шишки набивали, на какие результаты в итоге вышли. Проект IFC пошел нам навстречу, и мы благодарны ему за это.
Наша делегация была очень солидной по составу. В нее вошли представители Министерства аграрной политики и продовольствия, Министерства юстиции, Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, Верховной Рады, страхового рынка. По существу, были представлены все структуры, которые оказывают непосредственное воздействие на развитие отечественного агрострахования.
Поездка в США оказалась очень результативной. Но главное, что мы вынесли для себя: в Соединенных Штатах все государственные структуры в вопросах агрострахования работают слаженно, на один результат и поэтому - эффективно.
- В каких штатах вам удалось побывать и что из увиденного вас удивило больше всего?
- Наша поездка началась со штата Монтана. Это на севере США. Побывали на животноводческих фермах, у фермера, который занимается растениеводством. Вывод такой: американские аграрии не представляют свою работу без обязательного страхования. Лично меня это удивило больше всего.
- Насколько американская система агрострахования показалась вам совершенной и что Украина могла бы позаимствовать уже сейчас?
- Меня особенно интересовал этот вопрос. Собственно, я и ехал в США, чтобы получить на него ответ.
Американцы рассказали, что закон по агрострахованию у них был принят после Великой депрессии - в 1937 году. Но до середины 80-х годов он практически бездействовал. На вопрос «почему?» мне ответили: без государственных субсидий страхование для аграриев оставалось очень дорогим удовольствием, и поэтому система не работала.
С середины 80-х годов американцы применили новую практику субсидированного агрострахования. Они инициировали создание при Министерстве сельского хозяйства Агентства по управлению рисками. С помощью этого Агентства компенсировалась часть страховых премий, и фермеры США стали активно включаться в агрострахование.
Мы сейчас возрождаем субсидированное агрострахование. Поэтому американский опыт его внедрения нам очень пригодится.
- Выдержать баланс интересов – дело тонкое и сложное. Особенно, если речь идет о балансе интересов государства, представителей страхового рынка и сельхозпроизводителей. Как это удается делать американцам и почему пока что это не получается в Украине?
- Повторюсь – агростраховая система в США не работала 50 лет. Не работала надлежащим образом, так, как этого хотел законодатель в момент принятия соответствующего закона. И это при том, что все без исключения понимали, что агрострахование минимизирует риски.
Всегда есть две договаривающиеся стороны. Одна – это фермеры. Они платят деньги, чтобы минимизировать собственные риски. А вторая сторона – это страховые компании, которые за определенную плату берут на себя возможность возмещения этих рисков. Без участия государства в агростраховании страховой тариф для американских фермеров долгое время оставался неподъемным. А понижение страхового тарифа было непозволительной роскошью для страховых компаний. Государство не стало пассивно наблюдать за существующей проблемой. Наоборот, оно активно взялось за ее решение. Благодаря выделяемым субсидиям государство стало третьей стороной договорного процесса. И все интересы его участников оказались учтенными.
Ежегодно в виде субсидий США выделяет около 1,5 млрд. долларов. Тем самым оно сводит до минимума и собственные риски. Ему не приходится напрямую компенсировать из бюджета убытки, которые случаются в сельском хозяйстве.
Что мешало нам все это время? Отсутствие соответствующего законодательства. Сейчас у нас есть закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Будем надеяться, что он позволит решить многие из тех проблем, о которых вы говорите.
- Насколько с принятием этого закона Украина приблизилась к прогрессивным системам агрострахования?
- В США и Испании агрострахование полностью регулируется государством. Например, тарифы у всех американских страховых компаний одинаковые, условия агрострахования в США определены государством. Речь идет лишь о том, кто сможет лучше преподнести страховой продукт, который продается. И насколько страховая компания после продажи полиса реализовывает те обязательства, под которыми подписалась.
Я спросил у американцев, часто ли меняются договора по страховым полисам? Практика у них такова: агенты по страхованию всегда остаются с фермерами, которых они застраховали. Даже если эти агенты меняют место работы в страховых компаниях. Я это к тому, что у них достаточно высокий уровень доверия.
Украина продвинулась к современному агрострахованию. Этому поспособствовало принятие закона «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Сейчас идет наработка нормативных документов. Самое непосредственное участие в этой работе принимают представители всех заинтересованных сторон. Уверен, что со второго полугодия закон заработает в полную силу.
- Что еще, помимо принятия этого закона, нужно сделать, чтобы украинские аграрии почувствовали себя в вопросах агрострахования так же уверенно, как и американские фермеры?
- Прежде всего, нужно время. А еще – практика. Люди должны убедиться, что система работает.
Система должна заработать где-то в октябре, когда начнется страхование озимых культур. Для этого понадобятся дополнительные бюджетные ассигнования. Мы учтем их при внесении изменений в госбюджет 2012 года.
Надеемся, что в скором будущем появится положительная практика, и она позволит рассчитывать на то, что весной количество участников субсидированного агрострахования в Украине увеличится.
Николай ЛУГОВОЙ, Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»
Мнение экспертов
Елена ФЕРЕНС, директор Департамента гражданского, финансового законодательства и законодательства по вопросам земельных отношений Министерства юстиции Украины:
- Лично меня поразила эффективность работы американской системы государственного содействия фермерским хозяйствам. Знакомство с ней стало возможным благодаря Проекту Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине».
Система существенно удешевляет банковские кредиты и делает агрострахование более доступным по цене. Таким образом, сельхозпроизводители дополнительно получают значительные финансовые ресурсы для успешной работы. Немалую выгоду получают и страховщики, поскольку спрос на страховые продукты при таком подходе остается высоким.
Свою выгоду имеет и правительство Соединенных Штатов. При незначительных бюджетных затратах оно успешно решает вопросы стабильного развития аграрного сектора и усиления его экспортного потенциала.
Украина тоже имеет мощное сельское хозяйство. Поэтому американский опыт государственной поддержки аграриев в вопросах кредитования и страхования, я уверена, нам пригодится. Тем более, что с 1 июля вступает в силу закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», который внедряет субсидированное агрострахование.
Сергей КАРАСЕВИЧ, начальник Отдела аграрной политики, землепользования и продовольственной безопасности Министерства экономического развития и торговли Украины:
- В Соединенных Штатах Америки агрострахование осуществляется в рамках партнерства между государством и частным сектором. Опыт США в агростраховании является неоценимым и очень полезным для Украины, поскольку:
-во-первых, такая система страхования сельскохозяйственной продукции позволяет достичь необходимого качества услуг страховых компаний, которые работают под надзором государства и могут аккумулировать соответствующие ресурсы для обеспечения своей ответственности по принятым рискам;
-во-вторых, развитой рынок перестрахования рисков дает возможность страховым компаниям, а, соответственно, и сельхозпроизводителям не думать о возможности неуплаты страховых премий;
-в-третьих, частичное возмещение государством страховых взносов делает такой вид поддержки сельскохозяйственных производителей доступным и эффективным;
-в-четвертых, существование наряду со страхованием урожая от природных факторов страхования доходов позволяет сельскохозяйственному производителю планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу и почти не зависеть от внешних факторов.
Как по мне, в перспективе необходимо отказаться от всех видов поддержки сельскохозяйственного производства и перейти на страхование доходов сельскохозяйственных производителей. Однако это возможно лишь при наличии дешевых кредитных ресурсов, которые позволяли бы производителям беспрепятственно и в полном объеме (соответственно технологиям) проводить сельскохозяйственные работы.
Роман ШИНКАРЕНКО, эксперт Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине»:
- Поездка в США оказалась познавательной и поучительной. Мы встретились с представителями различных государственных органов, фермерских ассоциаций, с фермерами и убедились, что они работают сообща и в общих интересах. Заодно узнали, что большинство решений по программе субсидированного агрострахования правительство США принимает после рассмотрения пожеланий производителей.
Следует отметить, что программа субсидированного агрострахования в США тесно связана со многими другими. В частности, с программами субсидированных кредитов, помощи малым и начинающим фермерам, стабилизации финансового состояния фермерских хозяйств, помощи животноводам, страхования урожая и дохода. Все вместе они составляют многокомпонентную систему по управлению рисками в аграрном секторе, и нам посчастливилось познакомиться с особенностями ее работы.
Еще находясь в США, участники нашей делегации стали обсуждать многие вопросы, касающиеся украинского агрострахования. Они не только определяли проблемы, а и, что очень важно, старались найти общие решения. А это значит, что мы усвоили главный американский урок, суть которого в том, что в нашей работе всегда нужно ориентироваться на то общее, что нас объединяет. Мы надеемся, что данная поездка станет ещё одним стимулом для быстрого внедрения закона об агростраховании и развития надёжного рынка агрострахования в Украине.