Сегодня в Украине зарегистрировано 953 сельскохозяйственных обслуживающих кооператива (СОК), в которые объединяются мелкие и средние сельхозпроизводители. Специалисты признают, что для нашей страны это слишком низкий показатель. И при этом добавляют: работающими среди них остаются всего 618 кооперативов. Остальные, то есть, около трети, до сих пор не могут развернуть свою деятельность.
Об особенностях работы кооперативного сектора и причинах, сдерживающих его развитие, шла речь на семинаре по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации, который недавно состоялся в рамках выставки «Фермер Украины - 2013».
Сейчас в Украине действует 4,3 млн. личных крестьянских и более 40 тыс. фермерских хозяйств. Ими совместно производится почти половина всей аграрной продукции, особенно трудоемкой.
Эти данные во время семинара привела заместитель начальника Отдела организации научного сопровождения и трансфера инноваций Министерства аграрной политики и продовольствия Наталья Присяжнюк, подчеркивая значимость вклада мелких и средних сельхозпроизводителей. На этом акцентировал внимание и заведующий отделом налогово-бюджетной политики Института аграрной экономики НААНУ Леонид Тулуш. По его информации, доля хозяйств населения в производстве овощей составляет 86% , молока - 78%, говядины - 75%, свинины - 57%, зерна - 22%, птицы - 19%.
В прошлом году хозяйствами населения было произведено валовой продукции на сумму, превышающую 110 млрд. грн. Это составляет 49,3% от общей валовой продукции сельского хозяйства.
Леонид Тулуш отметил, что такой существенный вклад домохозяйств носит системный характер. Так, в 2008 году доля хозяйств населения в производстве валовой продукции сельского хозяйства составляла 49,7%, в 2009 году - 51,4% , в 2010 году - 51,7% , в 2011 году - 48,2%. Поэтому, заключил Леонид Тулуш, «пропорции производства в сельхозпредприятиях и хозяйствах населения является практически равными - половину производства сельскохозяйственной продукции в Украине обеспечивают крестьянские хозяйства, другую половину - предприятия (юридические лица)».
Впрочем, мелким и средним сельхозпроизводителям крайне трудно самостоятельно решать многие производственные вопросы. Преимущественно речь идет о реализации готовой продукции по рыночным ценам, длительном ее хранение, расфасовке, переработке и т.д. В сложившейся ситуации крестьяне вынуждены продавать свою продукцию перекупщикам прямо с поля и практически за бесценок. И это сегодня особенно часто практикуется.
Руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николай Гриценко подчеркнул, что это – тупиковое направление. Более перспективным он считает другое - создание сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, которые должны взять на себя роль мостика между производителями и потребителями сельхозпродукции. Это выгодно как одной, так и другой стороне. Президент Международной благотворительной организации «Добробут громад» Виктор Терес отметил, что в Евросоюзе через кооперативы проходит 80-90% товарного молока. Во Франции насчитывается 3,5 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, занимающихся переработкой и сбытом, 13,3 тыс. кооперативов в этой стране специализируются на совместном использовании техники. В прошлом году в Канаде насчитывалось более 1,3 тыс. сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Таким образом, смело можно говорить, что практика организации работы сельскохозяйственной обслуживающей кооперации распространена по всему миру.
Украинские законодатели тоже серьезно оценивают важность данного вопроса. Для создания соответствующей системы, которая по своей эффективности не уступала бы лучшим зарубежным образцам, Верховная Рада 17 июля 1997 приняла закон «О сельскохозяйственной кооперации». В дополненном виде он вступил в силу 19 января 2013 года.
По мнению Николая Гриценко, закон в нынешней редакции решил главную проблему, которая существенно тормозила развитие сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов: он однозначно закрепил за СОК статус неприбыльных организаций. «Вокруг этого вопроса было больше всего дискуссий, и все же он нашел свое решение», - подчеркнул Николай Гриценко.
В законе четко указано: сельскохозяйственная продукция, с которой имеют дело сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, остается собственностью крестьян - членов этих кооперативов.
Принципиально важное значение приобрело и то положение закона, согласно которому налогообложению не подлежат доходы, получаемые сельскохозяйственными обслуживающими кооперативами от сбыта сельскохозяйственной продукции своих членов.
Несмотря на такие важные сдвиги на законодательном уровне, кооператоры жалуются на другие проблемы - довольно непростые отношения с налоговиками. Последние стремятся найти недостатки в работе сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов даже там, где их в принципе не может быть. И поэтому часто безосновательно облагают кооперативы многочисленными штрафами, которые тормозят их экономическую деятельность.
Вторая нерешенная до сих пор проблема касается налога на добавленную стоимость. Согласно действующему законодательству, НДС для сельхозпредприятий переводится на спецсчета, откуда деньги потом направляются на закупку техники, оборудования. То есть, они идут на развитие этих предприятий.
Такой подход применяется уже не первый год. И все специалисты, имеющие отношение к аграрной отрасли, сходятся во мнении, что он является эффективным. Создаются предпосылки для того, чтобы отечественные сельхозпредприятия стали конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Однако такой налоговой льготы нет у личных крестьянских хозяйств, производящих и сбывающих свою продукцию через официальные каналы - сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы.
Участники семинара также упомянули, что, как правило, мы говорим о диспропорции цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Теперь же оказывается, что подобная диспропорция существует и в пределах аграрного сектора. По информации Леонида Тулуша, личные крестьянские хозяйства реализуют переработчикам молоко на 30% дешевле сельхозпредприятий, овощи - дешевле на 20% , а мясо - на 15%. Диспропорцию объясняют разными подходами к организации труда, возможностью формирования товарных партий, проведением взвешенной ценовой политики. В действительности главным фактором такого диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию является созданная на законодательном уровне дискриминационная система обложения налогом на добавленную стоимость доходов от сбыта официальными каналами продукции, произведенной физическими лицами - владельцами личных крестьянских хозяйств. Именно из-за этого фактора единоличникам трудно конкурировать с сельхозпредприятиями, и только через объединение в обслуживающие кооперативы и соответствующее урегулирование вопроса о снятии налоговой дискриминации их продукция сможет быть конкурентоспособной на рынке.
Но парадокс заключается в том, что в рамках действующего налогового законодательства объединение в кооперативы приводит к уменьшению доходов крестьянских хозяйств, которые входят в их состав. Среди причин, которые это определяют, Леонид Тулуш, в частности, назвал отсутствие возможности в СОК зарегистрироваться субъектами специального режима НДС и оставлять суммы НДС-обязательств в собственном распоряжении. Также можно вспомнить и об отсутствии возможности в СОК получать НДС-дотации перерабатывающих предприятий и пр.
Президент Национальной ассоциации дорадчих служб Украины Роман Коринец отметил, что в такой ситуации необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, и такие наработки уже есть. Институтом аграрной экономики разработаны предложения изменений и дополнений в Налоговый кодекс относительно обложения НДС аграрной продукции, реализуемой сельскохозяйственными обслуживающими кооперативами, а также соответствующее обоснование. Эти материалы сейчас широко обсуждаются как в экспертном кругу, так и общественностью. Планируется, что в ближайшее время этот вопрос будет вынесен на рассмотрение Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
Решение проблемы с налогообложением сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов в значительной степени ускорит развитие СОК и позволит им получить статус селообразующих предприятий. Таким образом, расширится перечень благоприятных условий, которые обеспечат развитие сельских территорий в Украине.
Михаил ВЕРНИГОРА, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам
Похожая информация:
|