Принятие хотя бы одного из двух законопроектов (N8053 и N8163), зарегистрированных в феврале 2011 г. в Верховной Раде, вводящих монополию государства на рынке экспорта агропродукции, могут обернуться трагедией для сельского хозяйства и пищевой промышленности Украины. Такого мнения придерживаются аналитики Института экономических исследований и политических консультаций Олег Нивьевский, Сергей Кандул и Хайнц Штрубенхофф. Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в Институте, на сегодня в мире продолжается тенденция к ликвидации государственных монополий в торговле сельскохозяйственной продукцией, и вообще какого-либо участия государства в этих процессах.
Так, международный опыт государственных монополий, в частности Канадского пшеничного совета (КПС) и Австралийского пшеничного совета (АПС), свидетельствует о невысокой эффективности таких формаций в торговле зерном, - утверждают аналитики.
Обе организации, по их словам, применяли практику ценового пула, имели монопольное положение на экспортном и внутреннем рынках. И КПС, и АПС для осуществления отгрузок значительных объемов экспорта полагались на частных трейдеров, в том числе и на транснациональные компании. Этот факт, говорят аналитики, фактически свидетельствует о том, что частные трейдеры превосходят государственные монополии в эффективности сбыта продукции.
Факт доминирования транснациональных компаний в международной торговле зерном на протяжении многих десятилетий свидетельствует о том, что попытки создать эффективную систему экспорта без участия таких компаний выглядят призрачными, - подчеркивают аналитики Института. Прямые сопоставления эффективности сбыта продукции с другими странами свидетельствуют не в пользу Австралии и Канады.
Новость на Казах-зерно:Производители зерна в Австралии, например, платили минимум на $5 больше, чем производители США за отгрузку и транспортировку тонны зерна. Также наблюдалась тенденция к увеличению штата и административных расходов, что привело к увеличению операционных расходов, а следовательно уменьшило конкурентоспособность всей цепочки создания добавленной стоимости.
С экономической точки зрения, рассуждают аналитики, если смотреть только со стороны предложения, государственная монополия является нетарифным барьером в торговле, ограничивающим и контролирующим торговые потоки, принимая решение о том, какой вид продукции, в каком количестве и когда должен поставляться на внешние рынки.
Кроме того, государственные агенты не такие опытные и реактивные по сравнению с частными трейдерами, что в совокупности приводит к росту транзакционных издержек.
Чистый экономический эффект от такой политики вредный для продовольственной безопасности страны, - утверждают эксперты Института: "Доказано, что ограничение экспорта не стимулирует развитие производства, снижает закупочные цены для производителей, а следовательно влечет отток инвестиций из сектора".