Как советы специалистов помогают развивать малый бизнес на селе
Выращивание кролей в Украине сегодня не считается приоритетной отраслью. Кое-кто даже шутит, что активным кролиководство было тогда, когда существовала мода на кроличьи шапки и шубы. Теперь этот мех не в цене, зато мясо – дорогое, не каждый может позволить себе его купить, вот ушастыми зверушками и не сильно занимаются. Специалисты Проекта USAID «АгроИнвест» увидели другие перспективы кролиководства в нашей стране. По их мнению, такое сельхозпроизводство может помочь основать и развить собственное дело даже тем крестьянам, которые бизнесом и вовсе не занимались. А результаты их успешной работы непременно порадуют всех потребителей.
На чем основываются такие оптимистичные прогнозы? Кто конкретно сможет помочь начинающим кролиководам совершенствоваться в производстве и реализации своей продукции? Разговариваем об этом с руководителем направления «Стимулирование доступа аграриев к финансированию» Проекта USAID «АгроИнвест» Наталией ЛИЩИТОВИЧ.
- Почему «АгроИнвест» обратил внимание именно на кролиководство?
- Одно из направлений работы Проекта – расширение агрофинансирования, то есть, кредитование малых и средних сельхозпроизводителей. Для осуществления этой деятельности «АгроИнвест» работает с партнерами, среди которых особенно важное место занимают кредитные союзы Украины. В нынешний кризисный период развития экономики нашей страны объемы агрокредитования явно недостаточны, и для небольших хозяйств именно кредитные союзы остались практически единственными источниками кредитования.
Самые бедные слои сельского населения имеют очень ограниченный доступ к финансированию. Среди них много переселенцев из других территорий страны, для которых это вопрос выживания в новых условиях. У них не хватает залогового имущества для того, чтобы получить какое-то финансирование для развития серьезного бизнеса, нет наработанных деловых связей и партнёров. Также в селах много и других малообеспеченных жителей, которые, в частности, работают в сельской инфраструктуре, в школах, больницах и пр. Для этой категории крестьян важным является вопрос, каким видом деятельности заняться, чтобы получить дополнительную прибыль, и где получить необходимое финансовое подспорье и консультативную помощь. Эти вопросы мы обсудили с кредитными союзами, с которыми работаем. Они объединяют много тысяч сельских жителей, работают с ними, прекрасно знают ситуацию в сельских регионах. Именно некоторые из наших партнёрских кредитных союзов и посоветовали нам обратить внимание на производство продукции кролиководства.
Когда мы познакомились конкретно с этим видом производства, то поняли, что эта отрасль доступна даже малоопытным в этих вопросах людям, с ограниченными «производственными мощностями», то есть, тем, у кого имеется хотя бы небольшое пространство для размещения кроличьих клеток. Кроме того, для того, чтобы начать заниматься кролиководством, не требуется больших капиталовложений на старте. Да, если собственных средств недостаточно, определенная финансовая поддержка необходима, и её при развитии такой программы готовы оказывать кредитные союзы. При этом они становятся настоящими консультативно-технологическими площадками для развития такого производства – местом, где начинающие или совершенствующиеся в своем деле кролиководы всегда смогут получить квалифицированную технологическую рекомендацию, совет по поиску деловых партнёров. Например, для закупки кормов, ветпрепаратов, сбыта продукции, помощь в расчёте необходимых денежных потоков для своего малого бизнеса, не говоря уже о предоставлении требуемых кредитных средств.
- Почему вы акцентируете внимание на перспективности кролиководства для мелкого бизнеса?
- Потому что это предусматривает уже сам технологический процесс. Если крестьянин держит птицу для покрытия собственных потребностей, это нормально, но для вхождения в птицеводческий бизнес уже нужно думать о том, как конкурировать с имеющимися крупными предприятиями, птицефабриками, хотя бы по себестоимости продукции, и это очень непростой вопрос. А выращивать кролей для продажи можно даже в условиях личных крестьянских хозяйств. В этом случае индустриальных подходов не требуется, поскольку рынок продукции кролиководства пока что не занят крупными производителями, и спрос на такую качественную продукцию, особенно в крупных городах, заметно опережает её предложение.
Вместе с опытными специалистами-кролиководами мы рассчитали экономическую эффективность занятия таким видом деятельности. Получается, что трудовое вложение члена семьи составляет фактически один день в неделю. То есть, школьный учитель, фельдшер, работник сельсовета вполне может в свой выходной день заняться чисткой клеток, установкой новых, вакцинированием поголовья, отсадкой молодняка и пр. Подвоз корма, сбыт готовой продукции тоже можно организовать в этот день, особенно, если объединиться с деловыми партнёрами. Расчеты специалистов-практиков показывают, что в среднем по Украине при наличии 24 кролематок чистая прибыль семьи, которая занимается кролиководством, составляет не менее 4-6 тыс. грн. в месяц. У многих людей, у которых средняя зарплата, скажем, 2-3 тыс. грн., такой дополнительный доход совсем не лишний, правда?
При меньшем количестве кролематок семья сможет, в первую очередь, обеспечить свое собственное потребление. Все мы знаем о том, насколько это мясо полезно, оно является чемпионом по удельному содержанию белка, превосходя, скажем, даже мясо птицы. А печень кролика по своей биологической ценности, по утверждениям учёных, превосходит даже черную икру. И именно с кроличьего мяса рекомендовано начинать прикорм детей грудного возраста, это прекрасный диетический продукт здорового питания. - Какой работой в этом направлении занимается Проект «АгроИнвест»?
- Мы проводим, в первую очередь, тренинги-обучения для малых сельхозпроизводителей – членов наших партнеров, кредитных союзов в разных областях Украины. Таких партнерских кредитных союзов у нас сейчас 49. Мы начали нашу программу с проведения двух тренингов для кредитного союза «Выгода» (г. Стрый, Львовская область). Оказалось, что тема вызвала немалый интерес у населения. И в апреле-мае у нас запланировано уже 15 таких тренингов. Именно реакция крестьян вдохновила нас активизировать эту работу. Потому что люди стали обращаться в кредитные союзы со своими планами и предложениями.
- Как вы полагаете, чем обусловлен такой интерес к тренингам?
- Во-первых, эти тренинги ведут известные специалисты-практики с успешным многолетним опытом работы на всех стадиях технологического процесса, включая выбор пород, проектирование и установку клеток, ветеринарное сопровождение, производство и закупку кормов, маркетинг и сбыт готовой продукции. Их программа предлагает, в первую очередь, практические советы для начального этапа. Но, вместе с тем, дается полное представление обо всем производственном цикле с предоставлением всех партнерских контактов, необходимых для успешной работы на каждом этапе производственного цикла.
Например, школьная техничка из города Жидачив Львовской области хочет начать выращивать кроликов. У нее первый вопрос – где взять клетку, какую клетку, сколько она может стоить, куда и как ее установить – в тенёчке или на солнышке и пр. Вакцинация животных – чем, когда и как вакцинировать, от каких болезней? Сколько инъекций можно сделать одним шприцом? Здесь тренинг дает ответы на самые мелкие вопросы.
Идем дальше. Мясо получено, семья накормлена. Но поголовье растет, куда и как сбывать это мясо? Как забивать животных, что делать с мехом? Кто купит продукцию и где?
Школьной техничке успешно доставить своего кролика во Львов и там продать – вопрос сложный. Но если несколько производителей кроличьей продукции того же Жидачивского района объединятся, произведут кроличье мясо и смогут гарантировать определенные торговые партии, дело станет прибыльным и перспективным. Кроме того, совместными усилиями им выгоднее закупать корма по оптовым ценам, что снижает себестоимость продукции, а также вакцины. Кто же поможет школьной техничке рассчитать весь этот процесс, правильно его упорядочить и выполнять? Наш ответ - кредитный союз. Там специалисты подскажут и составят бизнес план для тех сельских жителей, которые намерены заниматься кролиководством.
- Почему кредитные союзы заинтересованы заниматься таким делом?
- Потому что в этом заложены и их перспективы. Кредитные союзы заинтересованы не столько и не только в том, чтобы просто одолжить деньги и на этом заработать. Нет, на самом деле, они заинтересованы в том, чтобы развить и укрепить своих заемщиков. Укрепить их технологически, упрочить их бизнес. При этом, объединяя таких сельхозпроизводителей, оказывая им технологическую, консультативную и финансовую поддержку, кредитный союз, в свою очередь, тоже будет расти и развиваться, обретать большие финансовые возможности, предоставляя для сельского бизнеса всё возрастающую мощную базу для развития.
Сегодня одно из важных направлений для них – преодоление сельской безработицы, развитие малого и среднего сельского бизнеса. Поэтому и предложения для этого они вносят нестандартные и интересные. И крестьяне их охотно принимают. Мы видим пример того, когда инициатива предлагается на встречных направлениях.
- Что нужно сделать для того, чтобы стать участником программы?
- Нужно обратиться в кредитный союз, который расположен в этой области и является нашим партнером. У многих кредитных союзов есть отделения в районных центрах, даже в сёлах. Если не удаётся найти такие контакты, можно обратиться в Проект «АгроИнвест», сообщить свой адрес, и мы поможем связаться с такими союзами.
- В каких регионах уже реализуется программа Проекта «АгроИнвест»?
- Сейчас мы работаем по развитию кролиководства во Львовской, Харьковской, Херсонской, Ровенской, Хмельницкой, Черниговской, Черкасской областях. Кредитные союзы именно этих областей заявили нам, что видят в этом большую перспективу для своих нынешних и потенциальных членов.
Особенно большое внимание уделяем Харьковской области, потому что там большое количество переселенцев. Они нуждаются в эффективной, срочной поддержке в идеях и конкретной помощи. Надеемся, наши наработки пригодятся многим из них. Партнёрский кредитный союз активно работает по всей области. Иногда на тренингах для кролиководов даже мест для всех желающих не хватает… Активная реализация программы будет проходить в течение трех месяцев: в апреле, мае, июне. Ее продолжение зависит от дальнейшего спроса. Пока что спрос колоссален. И мы внимательно изучаем результативность этой работы.
- Привлекаются ли местные органы власти к реализации этой программы?
- Не могу сказать, что мы их активно привлекаем, хотя благодарны за заинтересованность в реализации этой программы. Наиболее активную позицию заняла Львовская областная государственная администрация, как и во многих других вопросах, связанных с развитием сельского хозяйства. Мы также работаем с Херсонской ОГА – там тоже заметно большое внимание и интерес. Область ориентирована больше на другие отрасли агропроизводства, кролиководство там не сильно развито. Но у них тоже возникает вопрос тех же переселенцев и выживаемости отдельных семей, помощи мелким сельхозпроизводителям.
- Где и на каких условиях участники программы будут продавать мясо кроликов?
- Это – бизнес, он зависит от наработанных связей, заключенных контрактов. Но в случае той же Львовщины, полагаю, рынок «Шувар» - это уже возможная точка для такого сбыта. Кроме того, маркетинговые и сбытовые контакты подсказывают тренеры во время тренингов. Например, можно рассмотреть возможность обмена одного кролика в живом виде на корма, необходимые для выращивания двух других кролей. Вариантов много, главное – не сидеть сложа руки и не печалиться по поводу того, что нечем заняться, что «всё пропало». Нужно активно искать реальные возможности, особенно в тех случаях, когда уже проведена огромная работа, появились потенциальные партнёры, имеются реальные, работающие возможности получения консультативной помощи и финансовой поддержки на всех этапах производства продукции.
- Кто будет контролировать качество, в том числе, безопасность продукции, которую кролиководы-участники программы будут продавать на организованных рынках?
- Это определяется конкретной работой с конкретными рынками. Согласно закону, сегодня разрешается делать забой кроликов в частных хозяйствах, но понятно, что при наращивании объемов производства необходимо выполнение требований законодательства по утилизации отходов, то есть, на практике необходим забойный цех. Вот его-то и могут организовать кролиководы коллективными усилиями, объединившись и получив финансовую поддержку. Безусловно, имеются определённые требования и стандарты для оборудования, стандарты качества, требования к утилизации, и все это должно быть обеспечено. Это обычный операционный момент деятельности, и при развитии своего бизнеса им обязательно нужно будет заниматься. С опытом это делать будет проще.
Но сегодня важно с чего-то начать.
Тарас ТЕРНОВСКОЙ, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам