Напряженная обстановка последнего времени вынуждает отечественных аграриев задуматься над тем, где они будут продавать свою продукцию. Многим из них приходится оперативно переориентироваться. Как быстро они смогут это сделать? Об этом разговариваем с руководителем направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николаем ГРИЦЕНКО.
- Нам следует разделить сельскохозяйственную продукцию на две группы, - повел разговор Николай Гриценко. – Первая состоит из зерновых и технических культур. Это один блок вопросов и это одни рынки. Во вторую группу входит плодоовощная продукция. А это уже другие рынки и другие проблемы.
Если мы сегодня говорим о зерновой группе продукции, то должны отметить, что ее рынки де-факто сформированы и почти не зависят от тех событий, которые сегодня происходят в стране.
Ныне больше всего проблем возникает с рынками сбыта плодоовощной и мясомолочной продукции. Это связано с тем, что в большей степени она реализуется в странах СНГ, в частности, в России. Поэтому, учитывая сегодняшние реалии, нужно подумать о том, как диверсифицировать рынки ее сбыта.
Варианты могут быть различными. Но, как по мне, наиболее привлекательными для нас могут быть европейские и азиатские рынки.
- На этих рынках господствует жесткая конкуренция, но выдержат ли ее наши аграрии?
- Мы изучаем движение плодоовощной продукции на этих рынках. Вместе с тем, понимаем, что они заняты. Поэтому нам нужно приложить много усилий, чтобы отвоевать на них себе место под солнцем.
Все специалисты отмечают, что наша плодоовощная продукция очень качественная. Она не перенасыщена химическими веществами и поэтому является здоровой. Таким образом, не стоит бояться усиленной конкуренции.
- Какие страны, прежде всего, попадают под понятие «азиатские рынки»?
- По моему глубокому убеждению, в первую очередь нужно расширять торговые контакты с Казахстаном. Это большая по размерам страна. Она требует много плодоовощной и молочной продукции. Мы могли бы в значительной степени удовлетворить спрос на нее.
- Как выглядят наши возможности поставок сельскохозяйственной продукции в Китай?
- Это достаточно сложный рынок. Для того, чтобы торговать на нем, нужно изучить менталитет китайцев. Это позволит лучше понимать их, прогнозировать их возможное поведение.
Китайцы заинтересованы в сотрудничестве с нами, но выдвигают свои условия. Они во всем стремятся иметь выгоду. И это всегда надо иметь в виду.
Я это к тому, что китайцы не отдадут нам свой рынок просто так. С ними придется долго договариваться. Но мы имеем ситуацию, когда нужно действовать решительно, срочно принимать выгодные для нас решения.
- Многие эксперты сходятся во мнении, что с учетом нынешних событий, которые происходят на юге и востоке Украины, мы теряем российский рынок. Что вы думаете по этому поводу?
- Тут ответ очевиден. Мы еще в прошлом году сталкивались с торговыми войнами. Тогда их нам объявляла Россия. Те противостояния, в частности, распространялись на плодоовощную и молочную продукцию.
Основная часть плодоовощной продукции с юга Украины шла в соседнюю страну. Теперь аграрии этого региона чувствуют, что теряют российский рынок. Более того, они не знают, восстановится ли он вообще.
- Как на этом фоне выглядит позиция Евросоюза, который в одностороннем порядке согласился открыть нашим аграриям свой рынок?
- Решение Европейского Союза очень важное. Оно даст нам возможность прийти в себя. Для поиска новых рынков нужно время, и ЕС дает его нам.
Должен сказать, что это широкий жест со стороны Евросоюза по отношению к Украине. Тем более, что на европейских рынках господствует и без того жесткая конкуренция.
Евросоюз также дает возможность сохранить наше производство плодоовощной продукции. Ведь если мы потеряем зарубежные рынки ее сбыта, отпадет потребность ее выращивать в нынешних объемах. А это рабочие места, прибыли, налоги, социальные выплаты…
- Отвечает ли наша аграрная продукция тем требованиям, которые к ней выдвигают европейские страны?
- Наша плодоовощная продукция отвечает высшим требованиям Европейского Союза. У нас только одна проблема – качество упаковки, расфасовки и предпродажной подготовки.
Возможно, на первых порах Европейский Союз сделает какие-то льготы, но он вынудит нас решать те проблемы, о которых я только что сказал. Если говорить о мясомолочной продукции, то там вопросов намного больше. Особенно, если брать во внимание структуру ее производства. Должен сказать, что основная часть мясомолочной продукции производится в личных крестьянских хозяйствах. Там преимущественно применяются примитивные технологии. И будем говорить честно – в этих хозяйствах не всегда придерживаются санитарных, ветеринарных норм. А еще есть проблема подворного забоя скота, которая не решается уже длительное время.
Мое мнение – та мясомолочная продукция, которая производится в личных крестьянских хозяйствах, еще не скоро выйдет на европейский рынок, если это вообще произойдет.
- А какая наша продукция может найти в Евросоюзе своего потребителя?
- Птицеводством в Украине преимущественно занимаются птицекомбинаты. А это является гарантией безопасности, качества этой продукции. Подобное может произойти и с молочной продукцией. Конечно, если сельскохозяйственные предприятия активнее возьмутся за ее производство. Именно они способны обеспечить надлежащий контроль над качеством молока.
Если говорить о плодоовощной продукции, то ее могут производить и мелкие производители. Главное, чтобы они придерживались соответствующих технологий, использовали высокопродуктивные сорта. Это обеспечит им выход на зарубежные рынки. Даже если эти рынки европейские.
- Если есть проблема предпродажной подготовки аграрной продукции, то, может, лучше ускорить создание сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов?
- Когда я говорю о том, что стоит создавать условия и формировать инфраструктуру для надлежащей предпродажной подготовки, то, прежде всего, имею в виду объединение мелких сельхозпроизводителей в сельскохозяйственные обслуживающие, заготовительно-сбытовые кооперативы. Они работают не только на этапе формирования товарных партий. Мы уже имеем опыт, когда эти кооперативы направляют производителей в соответствующее русло еще на этапе обработки земли, приобретения семенного материала, средств защиты растений и производства сельскохозяйственной продукции.
Проект «АгроИнвест» поддерживает развитие сельскохозяйственного обслуживающего кооператива «Широкое» в Херсонской области. Он объединяет более сотни мелких производителей, которые выращивают перец, бахчевые культуры, помидоры.
На первом этапе эти производители проводят совместное обучение, совместно формируют программу производства. Кооператив определяет, сколько нужно посадить перца, дыни, помидоров, каких сортов и пр. И оказывает своим членам услуги по обеспечению соответствующим семенным материалом и другими ресурсами.
Все это необходимо для того, чтобы формировать товарные партии однородной продукции. А иначе ее на мощных рынках не продать. Более того, сейчас кооперативы строят небольшие плодоовощные хранилища. Они им нужны для того, чтобы продукцию можно было охлаждать, а значит, обеспечивать ей высокое качество. Особенно это касается овощей, арбузов и пр.
- Не приведут ли сложные проблемы, связанные с выращиванием и реализацией плодоовощной и мясомолочной продукции, к тому, что сельхозпроизводители будут вынуждены отдавать преимущество производству зерновых и технических культур?
- Я не думаю, что так случится. Потому что рынок сельскохозяйственной продукции уже сформирован. И мы знаем, что производством зерновых и технических культур, как правило, занимаются крупные компании.
Мелкие производители не смогут выжить, если будут заниматься исключительно производством зерновых культур. Потому что их рентабельность не слишком высока. В этом смысле она существенно уступает рентабельности производства плодоовощных культур. Крупные компании выживают лишь за счет значительно больших площадей, которые они обрабатывают.
На 2-3 или на 20-30 гектарах мелкий производитель за счет зерновых никогда не выживет. А за счет плодоовощной продукции способен сводить концы с концами.
Сегодня мы должны думать не только о сбыте свежей плодоовощной продукции, но и о ее первичной обработке. Это может быть соление, квашение, консервирование и пр. Например, сегодня рынок Украины в сухофруктах на 90% загружен импортной продукцией.
Поэтому есть потребность осваивать не только зарубежные, но и внутренние рынки. Мы должны заботиться не только о доходах, валютных поступлениях, но и о продовольственной безопасности страны.
Максим НАЗАРЕНКО, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам