Уже скоро отечественное фермерство может претерпеть существенные изменения. Все чаще в экспертной среде звучат предложения о необходимости размежевания фермерских хозяйств на семейные и просто фермерские. Подробно об этом – в интервью с руководителем направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николаем ГРИЦЕНКО.
- По официальной статистике, в Украине более 40 тыс. фермерских хозяйств. А сколько их на самом деле?
- На самом деле их столько же. Потому что это юридически зарегистрированные лица, имеющие устав. Есть учет общего количества фермерских хозяйств. Поэтому эта цифра достаточно правдивая.
Другое дело – сколько фермерских хозяйств работает? В действительности многие из них уже длительное время не занимаются производством сельскохозяйственной продукции.
А второй вопрос – сколько в Украине фермерских хозяйств, отвечающих философии этого определения? Потому что сегодня мы имеем фермерские хозяйства, которые обрабатывают от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч гектаров земли.
Сегодня фермерское хозяйство нередко де-юре может быть фермерским, а де-факто – сельскохозяйственным предприятием. Оно предусматривает предпринимательскую деятельность, которая основывается на наемной рабочей силе. То есть, на стороне нанимаются люди, а кто-то один управляет ими. И тот, кто ими управляет, называется председателем фермерского хозяйства.
Поэтому я считаю, что целесообразно внести изменения в закон «О фермерском хозяйстве» с тем, чтобы определиться и четко размежевать такие фермерские хозяйства. И при этом учесть международный, в частности, европейский опыт.
- Почему возникает потребность в более четком понимании, что такое фермерское хозяйство?
- Если мы говорим, что политика Президента и правительства Украины направлена на поддержку фермерских хозяйств, то должны понимать, о каких фермерских хозяйствах идет речь, и кому именно следует оказывать помощь: различные преференции, бюджетную поддержку и пр. Потребность в таком содействии остается очевидной. Всем известно, что небольшим фермерским хозяйствам намного труднее выживать в нынешних экономических условиях, чем крупным агроформированиям. И такая помощь должна быть адресной. Тогда государственные средства не распылялись бы среди всех хозяйств. Даже если они считают себя фермерскими, а, по существу, являются сельхозпредприятиями.
- На какие преференции еще могут претендовать фермерские хозяйства, которые в полной мере отвечают своему статусу?
- На сегодняшний день все юридические лица, имеющие статус производителя сельскохозяйственной продукции, а это и фермерские хозяйства, и сельскохозяйственные предприятия, находятся на упрощенной системе налогообложения. Речь о том, что в будущем в налоговой политике могут произойти изменения. Для крупных аграрных формирований упрощенная система налогообложения может быть упразднена. В то же время ею и в дальнейшем могли бы пользоваться фермерские хозяйства, которые являются действительно фермерскими.
- Какие хозяйства можно считать действительно фермерскими?
- Давайте сошлемся на международный опыт. Во всем мире существует такое понятие, как семейное фермерское хозяйство. Это когда хозяйством занимается семья. То есть, используется труд исключительно членов одной семьи.
В некоторых странах законодательство позволяет таким хозяйствам привлекать наемную рабочую силу, однако оно четко регламентирует, сколько именно может быть таких наемных работников. Например, два, три или пять.
Обычно наемную рабочую силу привлекают на сезонные работы. После того, как они заканчиваются, таких работников увольняют.
Как видим, посторонние люди не могут работать на семейной ферме на постоянной основе. Если в Украине внедрить такой подход, то фермерских хозяйств станет значительно меньше, но это будут действительно фермерские хозяйства в полном понимании этого слова.
- Такие ограничения могут распространяться и на земельные площади, которые обрабатывают семейные фермерские хозяйства?
- В других странах подобные ограничения практикуются редко. Они встречаются, но обуславливаются видом сельскохозяйственной деятельности и привязываются к количеству членов семьи (фермерского хозяйства), которые будут работать на ферме.
Например, если семейное фермерское хозяйство занимается животноводством, то оно, как правило, не может содержать более 50-60 голов дойного стада. Ведь за ними нужно надлежащим образом поухаживать, накормить. На все это нужно время, средства, другие ресурсы.
Для содержания такого поголовья крупного рогатого скота семейному фермерскому хозяйству следует иметь около 200 гектаров земли. Столько ее необходимо для формирования кормовой базы.
Если семейное фермерское хозяйство занимается выращиванием овощей в закрытом грунте, то общая площадь теплиц может составлять 5-10 гектаров. А иначе без наемной рабочей силы, работающей на постоянной основе, не обойтись.
Но если семейное фермерское хозяйство в степной зоне занимается производством зерновых культур, то при наличии современной техники оно способно самостоятельно обрабатывать 2-3 тыс. гектаров.
- Может, следует признать эти параметры официально и, руководствуясь ими, размежевать хозяйства на семейные фермерские и просто фермерские, которые делают ставку на наемную рабочую силу?
- Я считаю, мы должны ориентироваться не на земельные площади, которые находятся в обработке, а на другой показатель. Если семейное фермерское хозяйство занимается выращиванием технических и зерновых культур, его нельзя ограничивать 100 гектарами. Потому что, выращивая эти культуры на такой площади, оно никогда не будет иметь достаточную рентабельность. А значит, со временем обанкротится.
Другое дело, если выращивать овощи. В таком случае 100 гектаров вполне хватит, и семейное фермерское хозяйство при высокой организации труда окажется успешным.
Самым главным индикатором в данном случае должна быть экономическая эффективность ведения семейного фермерского хозяйства на той или иной площади.
- Кроме семейных фермерских хозяйств, по логике, в Украине могут существовать просто фермерские хозяйства?
- Сегодня, учитывая наши условия, нереально запретить фермерским хозяйствам использовать наемную рабочую силу. А тем более – переформатировать их в сельхозпредприятия. Конечно, если в своей деятельности они делают ставку именно на такую рабочую силу.
Мы сегодня говорим о другом – о том, что в законе «О фермерском хозяйстве» следует сделать размежевание между семейными фермерскими и другими фермерскими хозяйствами, дать им определение и ничего не ломать.
Зачем нам нужно определиться в том, какие фермерские хозяйства можно считать семейными? Для того, чтобы на законодательном уровне создавать наиболее благоприятные условия для их развития, для предоставления им преимуществ в сфере государственной, инвестиционной поддержки, для внедрения механизма упрощенной регистрации, бухгалтерского учета, отчетности и пр.
Если государство продемонстрирует, что надлежащим образом заботится, в первую очередь, об этой категории фермерских хозяйств, это посодействует значительному увеличению их количества за счет личных крестьянских хозяйств, которые на сегодня уже де-факто являются семейными фермерскими хозяйствами. Пришло время для разработки механизмов и стимулов к их внедрению к категории полноправных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Тарас ТЕРНОВСКОЙ, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам