Нынешний урожай плодоовощных культур и ягод заставил сельхозпроизводителей задуматься над тем, как с максимальной пользой реализовать его. И оказалось, что на сегодняшний день востребованным является создание новой системы рынков. Она будет формироваться в рамках Национального проекта «Зеленые рынки – создание сети региональных оптовых продовольственных рынков». Подробно о нем шла речь на недавнем заседании Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам.
По разным оценкам, ежегодно Украина выращивает 8-10 млн. тонн плодоовощных культур. Если принять во внимание урожайные поправки этого года, то указанный показатель может оказаться намного больше.
Поэтому возникает вопрос – как реализовать эту продукцию? И таким образом, чтобы это было выгодно и для сельхозпроизводителей, и для потребителей, и для государства.
Вопрос непростой, так как в действительности возможностей для этого не слишком много. По данным руководителя направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николая Гриценко, ныне в Украине более 2,7 тыс. рынков разного уровня. Из них около 2 тыс. – исключительно сельскохозяйственных. «И лишь около 200 рынков имеют крытые помещения, отвечающие всем нормативам».
До недавних пор планировалось построить 25 оптовых рынков – по одному для каждой области. С этой целью Кабинет Министров даже разработал специальную программу, но выполнить ее не удалось – свои коррективы внес мировой финансовый кризис. Он вынудил украинское правительство срочно пересмотреть государственный бюджет. После этого денег для строительства оптовых рынков не хватило.
На сегодня статус оптовых рынков получили лишь 11 объектов, из которых построено только 3. Один из них – «Столичный» - в Киеве.
Сейчас специалисты вообще сомневаются в целесообразности постройки такого большого количества оптовых рынков, которое запланировал Кабмин. Многие из них сходятся во мнении, что вполне хватило бы 8-10 таких рынков.
Не сбылись и надежды сельхозпроизводителей наладить тесные и взаимовыгодные контакты с торговыми сетями. Ведущие из них, в том числе и «Метро», по информации директора украинского представительства международной консалтинговой компании «НИРАС» Наталии Доманской, еще в 2004 году начали активно внедрять НАССР. «Это международный сертификат, отслеживающий качество сельскохозяйственной продукции на всех этапах ее производства».
Задумка хорошая, поскольку обеспечивает безопасность питания. Такой безоговорочный подход уже долгое время исповедуют развитые страны мира. Однако в Украине для многих сельхозпроизводителей он превратился в непреодолимую преграду.
Сразу возникли вопросы – где этот НАССР можно получить и сколько он будет стоить? До сих пор не все аграрии получили на них ответы. А без них двери супермаркетов для мелких и средних сельхозпроизводителей остаются закрытыми.
С одной стороны, это технические вопросы. Впрочем, по убеждению многих специалистов, за ними кроется намного больше проблем, чем просто ограничения.
Дело в том, что производством плодоовощной продукции и ягод в Украине преимущественно занимаются именно мелкие и средние сельхозпроизводители. Агрохолдинги, как правило, отдают преимущество зерновым и техническим культурам.
Мелкие и средние сельхозпроизводители не обладают достаточными ресурсами, чтобы решать вопросы получения сертификата НАССР. И в результате теряют свои позиции на внутреннем рынке.
О внешних рынках им преимущественно приходится лишь мечтать. Николай Гриценко подчеркнул, что экспортные поставки возможны лишь при условии соответственной предпродажной подготовки и формирования товарных партий. А это под силу лишь тем мелким и средним сельхозпроизводителям, которые объединятся в кооперативы.
При существующих условиях производители плодоовощной продукции и ягод вынуждены искать выход на стихийных рынках или продавать ее перекупщикам прямо с поля. Последняя схема деловых отношений в течение нескольких лет особенно распространилась. По словам Николая Гриценко, таким образом продается до 50% всей плодоовощной продукции.
«Это – неофициальный канал сбыта. На нем теряет и государство, и производитель. Ведь речь о наличном обороте, который не учитывается и не облагается налогами. Как правило, перекупщики приобретают продукцию по заниженной цене», - объяснил Николай Гриценко.
Поэтому не удивительно, что в последнее время и государство, и сельхозпроизводители искали возможные пути улучшения ситуации. И, по убеждению Николая Гриценко, наилучшим вариантом оказалось формирование в Украине системы продовольственных рынков под названием «зеленые» рынки.
Следует отметить, что она будет формироваться в рамках Национального проекта «Зеленые рынки – создание сети региональных оптовых продовольственных рынков». Ныне он разрабатывается Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами Украины совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия и Проектом USAID «АгроИнвест».
Директор Департамента национальных проектов Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Юрий Гусев подчеркнул: «Этот проект позволяет формировать продовольственную безопасность Украины. Финансовую и идеологическую поддержку его реализации оказывает Проект USAID «АгроИнвест».
По его информации, первый этап работы над Национальным проектом уже проведен. Он предусматривал общий анализ подходов к «зеленым» рынкам, изучение опыта в этой области других стран, а также обобщение отечественного опыта. А сегодня уже внедряется второй этап, в рамках которого решается несколько основных вопросов. Один из них касается анализа действующего законодательства.
«За 22 года Украина наработала определенную сельскохозяйственную инфраструктуру, определенное законодательное поле деятельности сельскохозяйственных рынков. И в первую очередь – оптовых. Нам следует учесть эти положительные наработки. Поэтому по результатам разработки предварительного технико-экономического обоснования будут предложены изменения, которые необходимо внести для улучшения инфраструктуры аграрного рынка. Причем, как на общенациональном, так и на региональном уровне», - сказал Юрий Гусев.
Представитель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами отметил, что этот проект является инвестиционным. Таким образом, настроен на интересы инвесторов – как украинских, так и зарубежных.
Юрий Гусев надеется, что Национальный проект, в первую очередь, заинтересует европейских инвесторов. И не только потому, что в таких странах, как Франция и Испания, очень развита инфраструктура сбыта сельскохозяйственной продукции. Это обусловлено и перспективами присоединения Украины к Зоне свободной торговли, а она значительно упрощает переток капиталов из одних государств в другие.
Вопрос участия государства в реализации Национального проекта, по словам Юрия Гусева, будет определяться позже – после того, как его утвердит Кабинет Министров. И эта помощь может выражаться не столько в финансовой поддержке, сколько в содействии решению вопросов о выделении земельных участков под рынки и т. д.
Юрий Гусев выразил надежду, что уже в сентябре будет полностью подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование Национального проекта, и вскорости оно будет направлено на рассмотрение в Кабинет Министров. Таким образом, до конца текущего года можно будет говорить и о формах государственной поддержки формирования системы «зеленых» рынков в Украине.
Наталия Доманская пояснила, что сеть «зеленых» рынков является трехуровневой и состоит из рынков общенационального и регионального значения, а также из фермерских рынков.
По каждому типу рынков разработана модель, которая, кроме всего прочего, включает архитектурные решения относительно конструкций, инженерных сетей и оценку реализации каждой отмеченной модели в усредненных условиях. Привязка к конкретным условиям будет осуществляться на месте.
Большие надежды Наталия Доманская возлагает на оптовые рынки. По ее словам, они предоставляют возможность работать как мелким и средним, так и крупным сельхозпроизводителям.
Оптовые рынки обеспечат производителей правдивой информацией о ценах, которые в течение дня складываются на сельхозпродукцию, а также необходимой сертификацией, гарантирующей ее безопасность. Важно и то, что производители могут объединяться и совместно продвигать свою продукцию под брендом, созданным оптовым рынком.
Эффективность такого подхода подтверждает, в частности, опыт работы Познанского оптового рынка в Польше. На момент его открытия 70-80% всей продукции, предлагаемой к продаже, было иностранного происхождения. Буквально вскорости этот показатель изменился в пользу польских сельхозпроизводителей. Их продукция уже доминировала, ведь составляла 60-65% от общей продажи.
Наталия Доманская отметила, что будут обсуждаться условия торговли на украинских рынках. «На определенных рынках могут быть введены запреты на торговлю для лиц, не имеющих отношения к сельхозпроизводству, для нелокальных производителей».
По мнению Николая Гриценко, сегодня самое важное – обратить внимание на формирование рынков второго и третьего уровней. «Это региональные и местные рынки, которые ближе всего расположены к производителям и потребителям сельскохозяйственной продукции».
Участники заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам особое внимание привлекли к тому, что система «зеленых» рынков вместе с тем решает и социальные вопросы. Николай Гриценко привел пример села Доброго Симферопольского района в АР Крым, где недавно прошла презентация проекта оптово-розничного рынка. Он должен расположиться на 3 гектарах земли, поэтому относится к разряду небольших по размеру. Однако создает 500 рабочих мест, что очень важно для региона. Вместе с тем этот рынок снимает достаточно большое напряжение относительно урегулирования торговли плодоовощной продукцией вдоль ялтинской дороги. Значит, урегулирует вопрос безопасности этой продукции.
Заинтересует ли инвесторов упомянутый Национальный проект, и захотят ли они принять в нем непосредственное участие? Участники заседания дали утвердительный ответ на этот вопрос. А Николай Гриценко еще и сослался на конкретный пример: «Сейчас мы завершаем исследование относительно создания рынка в Красногвардейском районе. Переговорили с фермерами. Все готовы вложить деньги, даже назвали конкретные цифры, чтобы своими силами профинансировать строительство рынка».
И такие примеры – не единичные.
Максим НАЗАРЕНКО, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам