Украинское зерно в ожидании квот - комментарий аналитиков инвестиционной группы «Сократ». Неблагоприятные погодные условия негативно отразились на результатах деятельности производителей зерновых в этом году. Россия лишилась посевов на площади почти в 11 млн га, а оценки урожая были понижены с 90 до 65-60 млн тонн, что на 28-33% ниже, чем ожидалось. 5 августа 2010 года правительство России приняло постановление «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», на что мгновенно отреагировали биржевые игроки, взвинтив цены на декабрьские фьючерсы на 60 центов – до 8.155 долл. за бушель. В результате, с 15 августа Россия ввела временный запрет на экспорт зерна до конца 2010 года, однако позже продлила его до сентября 2011 года. Под него подпадают пшеница и меслин, ячмень, рожь, кукуруза, пшеничная или пшенично-ржаная мука. Вывозить зерновые из России разрешено лишь в рамках оказания гуманитарной помощи и еще в ряде особых случаев.
Прогноз урожая в Украине также был понижен в этом году с 46 до 40-40.5 млн тонн зерновых. Вслед за Россией, украинское правительство рассматривает возможность введения квот на экспорт зерновых, однако решение по этому поводу до сих пор не принято. Мы считаем, что правительство пока что не достигло консенсуса с Министерством экономики и ключевыми игроками на рынке. Ожидается квотирование экспорта ячменя на уровне 1 млн тонн, пшеницы – 1.5 млн тонн, ржи – 0.1 млн тонн. Дополнительно будет отпущено 1 млн тонн зерна, которое находится в портах и уже в течение месяца не может быть вывезено из Украины, так как таможенная служба ограничила способность зернотрейдеров экспортировать зерно из страны. Технический торговый барьер нанес значительный ущерб экспортерам и импортерам, а также дискредитирует репутацию Украины, как надежного торгового партнёра, что может негативно повлиять на переговоры о зоне свободной торговли с ЕС.
По нашим оценкам, Украина потребляет 26 млн тонн зерна за сезон, и, сопоставив это с прогнозируемым урожаем зерновых (40 млн тонн), можно было бы экспортировать около 14 млн тонн зерна, что на 32% меньше, чем в прошлом маркетинговом году. Если правительство введёт квоты на заявленном уровне, то в этом году экспорт может сократиться на 45% г/г до 11,3 млн тонн зерна (на 29% ниже прогноза экспорта в 16 млн тонн). Безусловно, это отразится на показателях прибыли зернотрейдеров в текущем году. Также, зернотрейдеры, которые имеют контракты на поставку зерна в этом году, могут получить дополнительные убытки из-за их невыполнения, так как квотирование не может быть расценено как форс-мажор, согласно международной юридической практике. Так, после введения квот в октябре 2006 года (были отменены в апреле 2008 года), большая часть споров в GAFTA (Международная ассоциация торговли зерном и кормами) была проиграна.
Введение экспортных квот вызовет очередное повышение мировых цен на зерновые и понижение цен на внутреннем рынке, которые, по данным Минагрополитики, в этом году значительно выросли. В частности, в августе пшеница ІІІ класса подорожала на 35% г/г, кукуруза – на 45% г/г, ячмень ІІІ класса – на 60% г/г, рожь – на 27% г/г.
На данный момент рынок зерновых находится в «подвешенном» состоянии. Экспорт заморожен, вопрос с введением квот не решен, зернотрейдеры фактически приостановили закупку зерна. Убытки от этого пока оценить сложно, но они явно будут ещё больше, если правительство как можно скорее не расставит всё по своим местам. Мы считаем, что введение экспортных квот при текущих прогнозах урожая является превентивной мерой, направленной на обеспечение продовольственной безопасности Украины. Мы ожидаем, что они всё-таки будут введены. Целесообразно было бы увеличить объём квот на 2-2.5 млн тонн, чтобы не нарушать баланс зерновых, а также, в первую очередь, распределять квоты между компаниями согласно заключённым ранее контрактам на поставку.
Введение полного запрета на экспорт зерновых из Украины маловероятно. Такая мера может навредить положительной репутации Украины, а также зернотрейдеров, которую они заработали за последние несколько лет. Хотя зернотрейдеры при этом могли бы выиграть. Запрет на экспорт зерновых мог бы быть расценен как форс-мажор, а компании могли бы без потерь разорвать невыгодные контракты на поставку зерновых и позже заключить новые по более выгодным ценам.