В интервью РБК-Украина заместитель председателя Запорожской облгосадминистрации Геннадий Фукс рассказал о перспективах развития транзитного потенциала и аграрного сектора региона. РБК-Украина: Какие участки промышленной и коммерческой застройки, предусмотренные в проекте генплана Запорожской обл., станут наиболее привлекательными для инвесторов? Насколько реалистично в текущих экономических условиях привлечение инвесторов к одному из ключевых объектов генплана - магистрали, параллельной транспортному коридору Европа-Азия?
Геннадий Фукс: Сегодня нет. Но после строительства основной магистрали паралельно с ней по северной части области, согласно генплану, должна быть проложена магистраль, которая, возможно, будет интересна для инвесторов. Но это станет актуальным не раньше чем через 5-7 лет. Если двигаться по развитию территории, то наибольшее развитие у нас могут получить юг области - четыре приморских района, у которых есть шанс получить мощный инвестиционный старт. Они наиболее привлекательны с точки зрения развития туризма, плюс к этому, магистраль, которая пройдет по приморским районам, даст мощный импульс развития транспортной инфраструктуры. Магистраль обеспечит мощный грузопоток, с одной стороны, и развитие транспортной инфраструктуры, автотуризма, и рекреационной зоны - с другой.
В Бердянске предусматривается развитие мощной промышленной зоны, для этого там выделяются определенные территории для технопарка, с большими резервами площадей для привлечения инвестиций.
Что касается «среднего пояса» области, то в Энергодаре планируется мост через Днепр. Он там просто необходим по многим параметрам - и в силу транспортных потребностей, и с точки зрения техногенной безопасности выезда из города. Такой мост даст возможности для развития промышленности, поскольку у Энергодара есть для этого большой потенциал, в частности - для развития новых технологий, нуждающихся в больших объемах электроэнергии. Например, генпланом Энергодара предусматривается развитие производства солнечных батарей. В Каменко-Днепровке, как столице скифского государства, планируется развитие туризма.
Вокруг Токмака, Полог, Запорожья можно и нужно развивать логистику и промышленные зоны. У нас есть хороший базис для развития машиностроительных предприятий, и под них можно делать определенные машиностроительные технопарки, которые обеспечивали бы необходимыми комплектующими наши предприятия.
Помимо этого, сейчас есть договоренности с МинАП, чтобы рядом с Запорожьем организовать большой региональный оптовый рынок сельхозпродукции. Это довольно масштабный инвестпроект
РБК-Украина: Какая у него ожидаемая площадь?
Г.Ф.: На данный момент прорабатывается несколько вариантов, но, думаю, что общая площадь объектов, на которую мы будем выходить, будет колебаться в районе 50 гектаров. Первая очередь - это 20 га.
РБК-Украина: Для каких областей рассчитывается создание рынка?
Г.Ф.: Этот рынок должен работать и на Россию, и, однозначно, должен иметь связь с портами и западными областями страны. Оптовый рынок даст возможность транспортной развязки по обеспечению продукцией севера - Днепропетровской области, востока - Донецкой, юга - Крыма. Если брать карту Украины, то видно, что у нас здесь мощная транспортная развязка, и вполне логично, что возле Запорожья мог бы разместиться большой региональный рынок сельхозпродукции.
РБК-Украина: Зимой, во время первой презентации генплана, звучал тезис о необходимости строительства в Запорожской обл. еще одного мостового перехода, севернее Запорожья, по которому будет проходить ответвление транспортного коридора Европа-Азия. Что это будет за проект?
Г.Ф.: Областной генплан предусматривает, что необходимо делать параллельную дорогу основному коридору Европа-Азия, который пройдет по Днепропетровской обл. буквально по границе с нами. Она обеспечит транспортную развязку и благоприятно повлияет на инфраструктуру по северу обалсти. Такая дорога даст больше возможностей по организации транзита и развитию логистики региона.
РБК-Украина: По вашему мнению, в каких условиях частные инвестиции в дорожное строительство могли бы быть выгодным?
Г.Ф.: Частные инвестиции просто так не появятся. Люди должны четко понимать, что им отдают в концессию не только землю с возможностью строительства на ней автобана, но и гарантируют рентабельность их бизнеса, чтобы они могли выставить свои системы сбора средств. Если бы такая работа была проведена, то у нас, например, очень бы активно эксплуатировалось направление на Крым и на Россию.
РБК-Украина: Каковы итоги ревизии межведомственной рабочей группы из Киева, посетившей нашу область с инспекцией соблюдения требований законодательства в сфере земельных отношений? Какова общая оценка положения в регионе, данная группой?
Г.Ф.: Ситуация достаточно сложная, есть много запутанных земельных решений, которые находятся либо в судах, либо в каких-либо конфликтах. Базой для такого положения вещей является довольно сложное земельное законодательство. Фактически отсутствует рынок земли, как в плане собственности, так и в плане арендных отношений.
Сегодня нет доработанного законодательного порядка, который бы позволял главе района принимать решения по землеотводу. Проще сделать так, чтобы земля находилась в каких-то конфликтных ситуациях, в подвешенном состоянии, чем бы по ней принималось какое-то решение, которое повлечет за собой неприятности в виде протокола о коррупции. Нет полномочий полноценно распоряжаться землей.
Главной задачей комиссии было систематизировать все проблемы земельных отношений, возможности по манипуляциям, которые сегодня подпитывают серый рынок. В любом случае, мы никуда не уйдем от серого рынка, если не будет понятного цивилизованного прозрачного рынка земли. Он достаточно сложный, и надо говорить отдельно о том, каким он должен отвечать требованиям, но на самом деле, если нет понятных законодательных правил передачи в аренду или продажи прав собственности, то всегда будет существовать серый рынок. Уже сейчас 30% земли в Украине находится в собственности по таким схемам.
Задачей группы была не проверка именно нашей области, она должна была проверить все области и сделать выжимку о системных проблемах, характерных для всей Украины, дать свои рекомендации по изменению законодательства либо о полномочиях распоряжения землями.
РБК-Украина: На коллегии ОГА, посвященной вопросам землепользования в регионе, довольно часто звучали претензии к местным властям - главам райгосадминистраций, городским и сельским головам, что это отчасти по их вине возможны подобные манипулятивные схемы. Что необходимо для минимизации подобных действий местной власти - законодательные изменения или усиление работы контролирующих органов на базе уже действующих законов?
Г.Ф.: Для этого нужны понятные законодательные изменения по внедрению понятного и прозрачного рынка земли. Если есть необходимость, то схемы, о которых я говорил, укладываются в рамки необходимости и того законодательства, что есть. Если мы хотим, чтобы у нас решались земельные вопросы и соблюдался закон, то тогда закон должен быть полноценный, с определенными полномочиями. Если мы к кому-то предъявляем претензии, что они не так выполнили свои полномочия, то мы сначала четко определить, в чем эти полномочия заключаются.
Например, в Бердянском районе буквально в течение недели принимается решение, возвращается земля в земли резерва, несмотря на то, что документы по ней были в суде, и затем происходит ее выделение ряду лиц по схеме «для личного сельского хозяйства». То есть, люди получают землю, тут же ее перепродают. Это пример того, как процесс может быть полузаконным, так как земля проблемная. Но с другой стороны он практически необратим, потому что людям отдали землю, они ее перепродали и развернуть ситуацию нельзя. За неделю можно подобное организовать законодательно и потом вернуть ее в законодательное русло почти невозможно. Сделать изменения в законодательстве такими, чтобы полностью исчез серый рынок и все обходные пути по которому он развивался.
РБК-Украина: Какая работа ведется в сфере рекультивации земель региона? В частности, какова сейчас ситуация вокруг полигона под Новобогдановкой, где планировалось высадить лес? На какой стадии находится передача участка с баланса Минобороны?
Г.Ф.: На сегодняшний день заканчиваются работы по ликвидации остатков боеприпасов и по плану Минобороны в октябре уже планируется передача земель местной общине. После официальной передачи территории полигона будет высаживаться лес. Но это тоже надо делать очень осторожно, в сплошную высаживать лес там будет опасно. Но точно лучше не распахивать эту землю.
РБК-Украина: Уже вступили в силу нормативные акты, дающие полномочия профильным структурам ОГА регулировать рациональное использование земель с/х назначения, в частности - не истощать их культурами наподобие подсолнечника. Какую работу областная власть провела в рамках данных решений за текущий сельскохозяйственный сезон? Пытаетесь ли вы выработать целостную стратегию регуляции севооборота?
Г.Ф.: Есть постановление Кабмина №164, которое устанавливает оптимальный севооборот, есть распоряжение губернатора, в котором он расставил акценты по правильному севобороту, и там, где есть крупные землепользователи, с наделами более чем в 100 гектаров, должны быть сделаны специальные проекты. Есть нюанс, что обязательства прописали, но на сегодня нет кнута или пряника, чтобы заставить все предприятия оперативно и быстро сделать такие проекты, и перешли на правильный севооборот. Данное постановление Кабмина требует доработки и в профильных министерствах идут дискуссии на данную тему.
РБК-Украина: То есть, не прописан механизм санкций?
Г.Ф.: Они прописаны, но отложены до первого января 2012 г. Совершенно понятно, что если бы это ввели сразу, то все предприятия попали бы под экономические санкции - ни у кого таких проектов нет, и на это надо время. Потому в распоряжении губернатора и поставлена дата 1 января 2012 г., чтобы до этой даты все предприятия выполнили проекты по рекультивации и правильному севообороту, чтобы четко было зафиксировано, например, что зерновые культуры должны составлять 55-60%, технические - 35%, подсолнечник - до 15%. При этом надо понимать, что есть специализированные монохозяйства, выращивающие, к примеру, только овощи. Так что доводить ситуацию до абсурда не будут.
РБК-Украина: Кем и как будут разрабатываться подобные проекты?
Г.Ф.: У нас есть государственный Институт землеустройства при Госкомземе. Землепользователи могут заказать проект и у любой другой лицензированной организации. Не облгосадминистрация должна это устанавливать, есть оптимальные варианты для каждого конкретного случая. И для каждого конкретного хозяйства проект должен быть свой.
РБК-Украина: Уборочная кампания из года в год сопровождается обвинениями в адрес зернотрейдеров в ценовом сговоре при закупках зерна, исходящими со стороны аграриев. Есть смысл областной власти вмешиваться в данную ситуацию и брать на себя роль арбитра, или же фермеры сами должны организовываться для защиты своих интересов?
Г.Ф.: Я бы не говорил о конфронтации. Это упрощенный взгляд на вещи. Может быть, в прошлом были какие-то моменты, но на сегодняшний день есть понятный рынок зерна. За последние полтора месяца мировые цены на рынке возросли почти на 45%. У нас внутри на 25% изменилась цена в положительную сторону.
Плюс то, что в области была проведена работа и «Нибулон» смог запустить свой терминал. Мы этот инвестиционный проект буквально вводили «за ручку», оказывали всяческое содействие, чтобы проект состоялся как можно раньше. Как видите, он состоялся между сезонами, и в этом сезоне есть реальная конкуренция зернотрейдеров. «Нибулон» дает самую высокую цену.
Сегодня ведется проработка еще нескольких зерновых терминалов, в том числе и под «Нибулон», и под запорожский речной порт. Было совещание по инвестициям в присутствии Президента, на котором Константин Григоришин сказал, что они планируют первый зерновой терминал сделать в запорожском порту, потом - продолжить. Сегодня «Нибулон» уже приступил к реализации следующего проекта в области, это будет новый зерновой терминал, и облгосадминистрация будет оказывать сопровождение данного проекта, как и любого другого инвестора.
Мы обеспечиваем инвестиционные проекты и способствуем тому, чтобы была конкуренция, и уже нельзя говорить о том, что кто-то кому-то что-то диктует. Фермер может выбирать, кому ему продавать, по какой цене ему продавать - у кого-то она чуть выше, но везти надо чуть дальше...
Надо смотреть на рыночные отношения. Аграрии, конечно, работали в этом году в тяжелых условиях, за июнь - в начале июля мы наблюдали осадки, которые были в 2,5 раза выше обычной нормы. Естественно, это - падение урожая, плюс неблагоприятный переход от зимы к весне: почва была покрыта коркой, мы потеряли 10-15% урожая.
РБК-Украина: По области собрали около 2 млн тонн зерна. Какие потери произошли по качеству в силу того, что из-за дождей вымывалась клейковина?
Г.Ф.: На этот вопрос ответит инспекция - она готовит точные цифры. Но, с другой стороны, у нас сегодня больше, чем раньше, в процентном отношении 1-го, 2-го, 3-го класса зерна - 50% сданного зерна именно такого качества. Это выше, чем в прошлые годы.
РБК-Украина: Каким образом ситуация в аграрном секторе скажется на конечном потребителе?
Г.Ф.: В связи с ростом цен на зерно мы имеем хорошие тенденции - фермеры заработают. С другой стороны, у нас есть все основания говорить о второй стороне медали - это цена на хлеб. Мы посчитали, что при стремительном росте внутренних цен на зерно цена на хлеб может измениться на 5-10%. Наша задача - и государства, и местной власти - провести работу, чтобы население получило соцзащиту и за счет инструментов госрегулирования оставить цены на нынешнем уровне. Это и торговые надбавки, и вопрос задействования через Аграрный фонд урожая прошлого года и запасов муки, вопрос компенсации для хлебопеков процентной ставки по кредитам. Если провести ряд шагов с точки зрения экономики, то мы в состоянии сделать так, чтобы в ближайшее время цены на хлеб не изменились.
Мы сразу, как только поняли, что за ценой на зерно следующим шагом будет рост цен на хлеб, начали заниматься вопросом ценообразования. Два совещания уже провели. Анализировали все составляющие и как будет в конечном итоге реагировать цена на хлеб, если изменяются составляющие. Или надо принимать какие-то меры, или хлебопеки будут вынуждены отпустить ситуацию.
РБК-Украина: Сейчас уже достаточно четко обозначилась тенденция к климатическим изменениям. В связи с этим делаете ли вы заказ на более приспособленные к нашим текущим погодным условиям сорта зерна?
Г.Ф.: Такая задача по селекции ставится на уровне Кабмина. Наша задача в этих условиях - информировать о возможностях селекционной работы, о возможностях покупки таких семян, а фермеры уже сами выбирают, какими семенами пользоваться. У нас есть свои особенности, они наглядно проявляются и в этом году. Для фермеров главное - самим сделать правильный выбор.
Нам, безусловно, надо применять более цивилизованные, более новые технологии, которые существуют в мире. Мы на сегодняшний день входим в пятерку стран по самому большому экспорту зерновых, и я думаю, что эти темпы будут наращиваться.
РБК-Украина: И насколько наши запорожские фермеры идут в ногу со временем?
Г.Ф.: У нас есть сильные традиции, но надо понимать и то, в каких условиях работают наши фермеры. Они работают в условиях отсутствия четкого финансового рынка, невозможности полноценно кредитоваться. У нас не решены вопросы лизинговых поставок техники в полном объеме, стоимость такого лизинга очень высока.
У нас не решен главный вопрос - земельный. Как могут работать люди такое время на арендных отношениях? Это очень плавающий процесс, который сильно истощает почву. Потому что одно дело, когда люди вкладывают в свою землю, которая достанется и их детям, которую можно заложить в банке, которую можно было бы и продать в случае необходимости. И совершенно другое - когда они какие-то отдельные паи арендуют у людей. Минимальные сроки арендных отношений в сельском хозяйстве никак не должны быть меньше 15 лет - два полноценных севооборота.
Сегодня у меня не поворачивается язык кого-то из фермеров критиковать, если мы сдерживаем инвестиции отсутствием четкого земельного законодательства. Проведена довольно значительная работа и в части многих системных реформ в работе регионального комитета экономических реформ, в работе национального комитета. Все эти законодательные инициативы разложены по полочкам. Нужен новый Земельный кодекс, нужен четкий механизм порядка передачи в аренду земель. Упрощенный механизм.
Нам, с одной стороны, нельзя допустить крупных латифундий. Нужно, чтобы четко просматривалось владение - не в одной фирме, не у одного человека, а чтобы одна семья не владела больше чем 100 тыс. га земли, к примеру. Определить потолок.
Второе - ограничить внешние компании, чтобы они не пришли на рынок и не скупили землю. Сначала нужно первым шагом организовать внутренний рынок аренды земли, вторым шагом - внутренний рынок продажи земли и третьим шагом уже открыть рынок, когда он будет стабилизирован изнутри перед приходом внешних корпораций. Но при этом нужно ограничить по объему (продаж, - РБК-Украина).
С другой стороны, не способны мелкие производители создать крупный рынок. Это, все-таки, должны быть крупные хозяйства, иначе этим же мелким фермерам надо объединяться в какие-либо корпоративы, хозяйства. Иначе тяжело проводить политику и кредитования, и продаж, если нет крупных партий зерна, одинакового по классу - это сказывается и на цене.
РБК-Украина: По поводу кредитов. В Запорожской ОГА проходило подписание меморандума с банками о неповышении кредитных ставок. Фермеры потом пользовались услугами этих банков?
Г.Ф.: Мы распространили информацию о том, какие банки могут кредитовать фермеров. Я думаю, что значительная часть фермеров получила кредитование - те, кто имел нормальную кредитную историю, мог предоставить залог под кредит.
Но при этом я еще раз акцентирую внимание: полноценно это сможет работать тогда, когда будут работать мировые финансовые структуры, которые дадут нашим банкам полноценно работать и кредитовать, с одной стороны. С другой стороны, если не будет земельного банка, не будет прав собственности на землю... Что реально закладывать в банках? Так есть возможность получить более стабильные кредиты по более лояльным ставкам - с понятным залогом. Это должно рано или поздно прийти в наш АПК. И тогда можно было бы в течение ближайших 10 лет завоевать существенную долю рынка. Ведь только три государства способны добавить в объемах производства продовольствия в условиях роста мирового продовольственного дефицита.
Беседовал Сергей Сидоров
РБК-Украина