Когда ленты информагентств запестрели сообщениями о значительной недостаче зерна в Агрофонде (порядка 175 тыс.тонн), комментаторы лишь развели руками: чего же еще ждать, если зерновой рынок в стране, по сути, хаотичен, если контроля за оборотом стратегического товара толком не ведется, если государство, до недавнего времени, фактически самоустранялось от решения проблем запаса и торговли зерном, отдав все на откуп зернотрейдеров. История, дескать, очень напоминает ситуацию на рынке бензинов, а значит, развитие сюжета предугадать не трудно. Хорошо бы, чтоб недостача на самом деле не оказалась существенно большей заявленных тысяч тонн, и Украине не пришлось в пожарном порядке импортировать зерновой недобор. Поговорили и, в общем, успокоились, пустив проблему на самотек. А ведь по большому счету о ней, о проблеме, не говорить – кричать надо. На каждом углу и с каждой трибуны. Речь-то не об эфемерном продукте, который неизвестно где лежит и непонятно что стоит. Речь о зерновом запасе, который на потребительском уровне легко превратить в муку, батоны, макароны и булочки, а на государственном – в стратегический резерв, всем необходимый и потому дорогой.
Но и это – лишь вершина айсберга. Пустив в закрома десятки частных трейдеров, занятых персональным обогащением, государство, по сути, потеряло все рычаги управления не только собственными резервами, но и всей продовольственной отраслью – как на этапе посевной и уборочной, так и на этапе купли-продажи разнообразной агропродукции, в том числе зерна. Деньги, вложенные в сельское хозяйство, бесследно растворяются в чужих карманах, а рекордные урожаи ни крестьянина, ни страну не обогащают.
Что имеем – не храним
Согласно официальной информации Госкомстата, в прошлом году общая площадь посевов составила почти 27 млн. га (71% общей посевной площади). Почти 8 млн.га – посевы так называемого продовольственного зерна, столько же – зернофуражного. Остальное – технические культуры, картофель и прочие овощи-корнеплоды. Урожай, основной статьей которого было зерно, собрали богатый – более 46 млн.тонн, что всего на 13% меньше аналогичного показателя 2008-го года. Иными словами, товар получили. Да и купцы-продавцы себя долго ждать не заставили.
И надо ж было случиться (в который раз подряд!) такому, что крестьяне после продажи собранного едва-едва свели концы с концами. А представители индустрии зерноторговли оказались в неплохом “плюсе”. Благо в условиях, когда из шести миллиардов землян голодают около полутора миллиардов, продажа зерна становится действительно жизненно важным делом. Вопрос лишь в том, как это дело организовать – с выгодой для всей страны или для ее отдельных граждан.
Так вот выгода, между тем, вполне осязаемая. Потребности внутреннего рынка Украины в продовольственном зерне составляют 7,2 млн т, в фураже - 15 млн т, потребность в семенном зерне – 3 млн т, в частности ранних сортов – 1,5 млн т. Стало быть, все, что собирается сверх государственных нужд (а это в среднем около 10 млн.тонн зерна), может быть продано. В мировом масштабе показатель, конечно, не решающий, но он сопоставим с объемом экспорта зерновых таких государств, как Канада или Австралия.
Казалось бы, почему с такими приличными агродостижениями Украина до сих пор не представлена в десятке ведущих стран экспортеров продовольствия? Почему внутри страны хлебобулочные и мучные перипетии стали рядовым явлением, справиться с которыми может только Кабинет министров? Как так вышло, что крупные частные структуры сформировали здесь необходимую им инфраструктуру – от хозяйственных комплексов до элеваторов – но рядовому аграрию доступ к этой инфраструктуре строго ограничен? Более того, рядовой аграрий вынужден сдавать этим структурам свое зерно (молоко, картошку) по закупочным ценам, которые устанавливает кто угодно, только не государство. Наконец, кто должен открыть глаза на то, что дотируя агропроизводство, государство, по сути, спонсирует пресловутых экспортеров-трейдеров, диктующих свою “политику партии” и внутри страны, и за ее пределами?
Свет к конце тоннеля
Стоит отметить, что неразбериха на украинском зерновом рынке видна не только с киевских холмов. Минувшей весной соседи по СНГ (Россия и Казахстан, также играющие важную роль на мировом зерновом рынке) предложили Украине сформировать нечто вроде зернового картеля, способного контролировать (на постоянной основе!) до 10% мирового “аграрного пирога”. Вот только инициативу соседей здесь отмели не раздумывая. Формально по причине явного диктата России в этой троице. А на самом деле потому, что членство в каком-либо внешнем отраслевом объединении предполагает наличие определенных внутригосударственных структур, способных выработать и претворить в жизнь соответствующие государственные программы, направленные на достижения вполне конкретных результатов. В Украине таких структур нет.
Но, к счастью, их ПОКА нет. В Министерстве аграрной промышленности уже вынашивают идею создание государственной компании “Зерно Украины”, которую можно создать на базе “проштрафившегося” Аграрного фонда и не менее аморфной Государственной акционерной компании “Хлеб Украины”. Задачи и цели нового образования предельно просты и понятны: государство Украина должно, наконец, не только декларировать свою роль “житницы Европы”, но и полноценно выходить на европейский и общемировой зерновой рынок – тем более, что возможности для этого имеются (даже при самой низкой урожайности зерновых с одного гектара пашни). А кроме того, нужно держать руку на пульсе развития внутреннего рынка. Как это сделать, если не вести на этом рынке свою, выгодную государству, игру?
Дело, выходит, за малым – за пресловутой политической волей и соответствующим решением, которое МинАПК готово принять и отстоять. А это уже обнадеживает…