Счетная палата проверила исполнение Министерством сельского хозяйства РФ закона «О финансовом оздоровлении сельхозпроизводителей» и соответствующей программы Белого дома за 2002–2008 годы. Основные выводы: федеральная комиссия по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей работала «формально», а деятельность ее способствовала укрупнению предприятий отрасли — защита от банкротства была доступна в основном крупным структурам. По результатам проверки Счетной палатой Программы финансового оздоровления аграрного сектора в 2002–2008 годах аудиторы СП констатировали: малый бизнес в ней не участвовал. Этому эффективно помешала «сложная процедура сбора и подготовки документов». Для участия в этой программе должнику необходимо было собрать пакет из 12 наименований документов, включая регистрационные, план оздоровления, несколько подробных справок из налоговой инспекции, бухгалтерский баланс и списки кредиторов и дебиторов.
Эта работа оказалась под силу в основном крупным компаниям: за проверяемый период в программе приняли участие 12 653 сельхозорганизации — более половины от их общего числа, «но не было обеспечено массовое участие в ней малых форм хозяйствования», сообщает СП. Укрупнение субъектов агрорынка при этом сопровождалось распределением между ними госсредств. Анализ финансового состояния сельхозорганизаций в 2003–2008 годах по данным ФНС, Росстата и Минсельхоза показал СП, что «в проверяемом периоде большую часть прибыли (до 85%) составляли субсидии из бюджетов всех уровней, ежегодные показатели рентабельности сельхозорганизаций без учета добавленных к прибыли бюджетных субсидий находились на низком уровне».
Программа финансового оздоровления АПК осуществляется в соответствии с законом «О финансовом оздоровлении сельхозпроизводителей» от 2002 года. Участие в ней позволяет сельхозпредприятиям получить отсрочку от уплаты долгов на два года или рассрочку по их уплате на три года (кроме долгов по социальным обязательствам и НДФЛ). Промежуток, свободный от применения к должнику процедур банкротства, предполагалось использовать для проведения мероприятий по улучшению ведения производства и показателей финустойчивости и сокращению непроизводительных расходов.
В ходе проверки также было выявлено: активнее всего работа по финоздоровлению сельхозпроизводителей велась в регионах силами территориальных межведомственных комиссий, возглавляемых, как правило, региональными руководителями агросектора (в ранге замгубернатора по АПК). В то же время как федеральная комиссия (ей руководил тогда глава Минсельхоза Алексей Гордеев) работала «формально». В 2004 году работа комиссии приостанавливалась, в 2008 году заседания не проводились, в 2005–2007 годах проведено лишь по одному заседанию. О годовых итогах своей деятельности комиссия в правительство РФ не докладывала.